Пущена первая очередь завода
Практически с первых дней на строительстве НЯ НПЗ был установлен специальный рабкоровский пост газеты, а потому ни одно важное событие из жизни нового завода не оставалось без внимания журналистов «Северного рабочего», оперативно готовящих репортажи о каждом возводимом объекте.
Директор завода Борис Майоров в своём интервью газете (статья «Детище семилетки», «Северный рабочий», 1961 год, 22 октября) сказал: «Первая очередь завода пущена. Он уже дал стране тысячи тонн бензина, дизельного топлива, мазута. Теперь перед нами стоит задача как можно быстрее освоить, а затем перекрыть проектную мощность установок. Вместе с тем каждый из нас уже сегодня должен заботиться о скорейшем вводе в действие второй очереди завода…».
Это была большая трудовая победа. Прошло всего три года с тех пор, когда на площадку завода пришли первые строители, а работа проделана огромная: объём земляных работ составил 9,5 миллиона кубометров, при сооружении завода уложено более 140 тысяч кубометров бетона и монолитного железобетона, 90 тысяч кубометров кирпича. Изготовлено и смонтировано 9,5 тысячи тонн металлических и 110 тысяч кубометров сборных железобетонных конструкций. Строители НПЗ проложили 46 километров автомобильных дорог и 60 километров железнодорожных путей. На объектах завода смонтировано 840 единиц технологического оборудования, общий вес которого – 7,6 тысячи тонн.
Впереди – непочатый край работы
Однако почивать на лаврах было некогда. Директор
НЯ НПЗ Майоров, радуясь достигнутому, чётко обрисовывает перспективы: «Что дальше? Непочатый край работы! Одна за другой начнут вступать в действие новые технологические установки, будет расширяться ассортимент выпускаемой продукции. Уже на очереди освоение производства различных смазок, масел, нефтебитумов. Нет сомнения, что наш НЯ НПЗ явится базой для создания в дальнейшем целого комплекса нефтехимических производств. Так будет потому, что это отвечает требованиям времени!».
Уже менее чем через год после описываемых событий, в июне 1962 года, журналисты центральных и местных СМИ взахлёб рассказывали на страницах своих изданий о новой победе строителей
НЯ НПЗ – пуске атмосферно-вакуумной трубчатки АВТ-2.
Монументальные цилиндры технологических колонн, шатры печей, сложная многокилометровая паутина трубопроводов, стройные ряды технологических аппаратов и лишь несколько сменных операторов следят за показаниями приборов. Такой предстала перед тогдашними изумлёнными зрителями АВТ-2. Славную страницу в летописи создания второй трубчатки вписали бригады такелажников Н. Белоусова и монтажников А. Колобова. Их руками на месяц раньше срока выполнены труднейшие работы по монтажу чугунных трубопроводов в верхних холодильниках. В своём репортаже «АВТ-2 – в строй!» корреспондент «Северного рабочего» Владимир Смолин отмечает: «На смену большого труда строителей и монтажников пришли эксплуатационники – хозяева установки. Начальник цеха Г. Никонов даёт команду: «Принять нефть». Открываются задвижки трубопроводов сырьевой линии, начинают «чавкать» сырьевые насосы, бегают по делениям стрелки приборов, показывая путь прохождения нефти. Машинист печи зажигает факел и подносит его к отверстиям форсунки. С силой вырывается синеватое пламя. Первая плавка в новой АВТ-2 началась».
В июне 1963 года строящийся, активно работающий Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод посетил первый секретарь Центрального Комитета КПСС, председатель Совета Министров СССР Никита Хрущёв. Визит главы государства стал знаменательной вехой и волнующим событием в жизни предприятия. Никита Сергеевич говорил о более широком применении прогрессивных материалов на стройке (те же инновационные технологии в масштабах нашего сегодняшнего дня), о необходимости ускоренного развития и становления завода с учётом запросов химического производства страны.
Втрое быстрее научились строить
А спустя всего несколько месяцев после визита на предприятие главы государства
НЯ НПЗ вновь даёт повод заговорить о себе. Здесь сданы в эксплуатацию сразу две новые установки – АВТ-3 и ЭЛОУ-2. С их пуском вступила в действие вторая очередь завода, его мощность возросла вдвое.
– Знаете, чем особо интересна эта стройка? – поделился тогда своим мнением начальник участка № 5 ярославского монтажного управления № 7 Михаил Яковлевич Селиванов. – Своими темпами. В январе этого года начали строить АВТ-3, а в декабре уже заканчиваем. А первые две установки строили три года. Втрое быстрее мы научились строить. Техника, конечно, иная. Мы ею сейчас крепко вооружены. Но главное – люди у нас выросли. У нас в коллективе чуть ли не каждый второй мастер – золотые руки. Бригада Трегубова отлично работает. А про бригаду Александра Колобова слыхали? У него там Клюев, Панов, Комаров, другие – такелажники высшего разряда. За таких людей душа радуется.
К слову, о бригаде Александра Колобова. Выдающиеся были мастера, ни один газетный репортаж тех дней не обходится без упоминания имён этих людей. Корреспондент Виктор Курапин в материале «Стальной богатырь встал на фундамент» («Северный рабочий» от 8 октября 1963 года) пишет: «Бывалые люди в бригаде Александра Колобова. Они собирали и монтировали не один тяжеловесный аппарат, но с таким, как колонна «К-2» для третьей АВТ завода, им ещё дела иметь не приходилось. Не аппарат, а стальной богатырь. Да сами посудите: высота колонны 47 метров, а диаметр её таков, что внутрь могут спокойно въехать трактор, автокран и самый мощный самосвал. Вес колонны – 184 тонны, а с «начинкой» – 250 тонн. Она будет перерабатывать вдвое больше сырья, чем подобные аппараты на уже действующих установках завода…».
– В схему АВТ-3 включена мощная установка вторичной перегонки бензина на нефтепродукты, которые явятся сырьём для каталитического риформинга. С вводом его в строй народное хозяйство страны станет получать от нас высококачественный нефтепродукт, – объяснял в дни пуска преимущество новой установки её начальник В. Олейников.
Знаменательным событием стало вступление в строй нефтепровода Горький-Ярославль. Вот что вспоминает о тех днях прораб сварочно-монтажного участка Г. Леденёв: «Больших трудов стоила нам прокладка нефтепровода Горький-Ярославль. Трасса его проходила через реки и леса, болота и дороги. Помню, встретилось большое болото. На автомашине 46-метровые трубные плети к траншее не доставишь. А тут ещё проливные дожди пошли. Решили пустить специальные болотные тракторы, но и они вязли. Тогда к болоту подвезли брёвна, связали их и уже по этой дороге пустили тракторы, трубоукладчики, сварочные агрегаты. Работали в болотных сапогах, под дождём, но со временем не считались…».
17 декабря 1963 года в 23 часа по 358-километровой магистрали на товарно-сырьевую базу гиганта индустрии поступили первые тонны нефти. Транспортировка нефти по трубопроводу взамен доставки её в железнодорожных цистернах помимо обеспечения бесперебойной работы завода позволила экономить ежегодно несколько миллионов рублей.
«Включайся в работу, товарищ риформинг!»
Сооружение каждого нового объекта на Ново-Ярославском нефтеперерабатывающем становилось без преувеличения событием для всего города. Например, в честь пуска каталитического риформинга были даже написаны стихи, рубленым ритмом напоминающие слог Маяковского: «Подписан акт,//Значит, паспорт оформлен//Ему трудовой.//И теперь не ленись,//Включайся в работу,//Товарищ Риформинг,//На мир,//На счастье,//На коммунизм!»
Риформинг был сдан в эксплуатацию на полтора месяца раньше срока. Среди тех, кто его осваивал, был Юрий Иванович Наследов. Эта установка была одной из первых в стране, конструкция её не была отработана полностью, да и сама технология риформирования хранила много секретов. Пока шёл монтаж, перенимали опыт на других заводах, проверяли оборудование, на ходу вносили изменения в проекты. За три месяца внедрили двадцать рационализаторских предложений! За освоение риформинга Юрий Наследов был награждён бронзовой медалью ВДНХ.
В этой трудовой победе, одержанной строителями, немалая доля усилий всех трудящихся Красноперекопского района Ярославля. Секретарь райкома КПСС А. Агафонов в те дни отмечал, что не было в районе такого коллектива, который в той или иной степени не участвовал бы в строительстве риформинга.
В те годы говорили так: мы поднимаем стройку, стройка поднимает нас. Строительство НЯ НПЗ вырастило такие кадры, что многие предприятия страны считали за честь пригласить на помощь монтажников, возводивших производственные объекты Ново-Ярославского нефтеперерабатывающего. Осваивали они нефтяные промыслы Башкирии, трудились на предприятиях Сибири, Поволжья, Средней Азии. Тихон Лисов, например, в Башкирии перенимал опыт по монтажу аппаратов с внутренней начинкой, за четыре месяца учёбы стал специалистом высочайшего уровня. Вернувшись домой, он признался: ни на одну стройку не променяю родной НЯ НПЗ.
Важным событием первого десятилетия жизни завода стало строительство небывалого по сложности сооружения – каталитического крекинга. В отличие от тех, что вводили в строй прежде, ярославская установка должна была работать по новейшей технологической схеме и обеспечивать выработку бензинов с октановым числом 80 и более. Скромно звучит слово «установка», а по сути это завод в заводе. В его пусковой комплекс входило 23 объекта. Многих трудов стоило укрощение крекинга. Из-за просчётов проектировщиков, ненадёжности отдельных узлов первое время он работал неритмично и производительность по переработке сырья не превышала 75 процентов проектной мощности. Но всё-таки настал день, когда благодаря творческому поиску, самоотверженной работе инженеров и рабочих ярославский крекинг первым в стране среди подобных установок был выведен на проектную мощность по переработке сырья. Уже в 1971 году установка каталитического крекинга НЯ НПЗ была признана лучшей по Министерству нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.
Право быть первым
В трудовой биографии гиганта нефтехимии часто встречается слово «впервые». Впервые в практике строительства нефтеперерабатывающих заводов бригада коммунистического труда Александра Колобова собрала и установила 200-тонную колонну за 45 дней, вдвое быстрее обычного. Впервые в области бригада тепломонтажников Юрия Балдычева применила на кладке мощных печей крупные блоки из жароупорного бетона. Впервые в стране на
НЯ НПЗ широко внедрены индустриальные методы сборки трубопроводов, освоены в кратчайшие сроки проектные мощности каталитических риформингов. Впервые в СССР смонтирована самая мощная установка первичной переработки нефти АВТ-3. Эти достижения не остались незамеченными: в 1968 году предприятию присвоено имя 50-летия Ленинского комсомола. Ведь на НЯ НПЗ в основном трудились комсомольцы и молодёжь.
В период с 1966 по 1970 год рабочими НЯ НПЗ было освоено 13 новых технологических установок, при этом объём первичной переработки нефти увеличился в полтора раза. В их числе – установка компрессии углеводородных газов, которая тоже выросла с опережением графика – на три месяца раньше срока. Она предназначалась для переработки «жирных» газов, поступающих с АВТ. Раньше этот газ сжигался в качестве топлива, теперь ему было найдено другое, экономически выгодное применение. Путём сжатия из него стали получать газовый конденсат и сухой газ. Особенно ценен был первый, так как из него в результате последующей обработки вырабатывали бытовой газ, сырьё для химических предприятий и продукты, необходимые для производства высокооктановых автомобильных бензинов. А сухой газ применяли в качестве топлива на установках завода.
Если в год своего рождения НЯ НПЗ давал народному хозяйству страны лишь автомобильный бензин, дизельное топливо, керосин и мазут, то десятилетие спустя он вырабатывал уже около двадцати видов продукции: ароматические углеводороды, дорожный битум и сжиженный газ, серную кислоту и малосернистое дизельное топливо, сырьё для производства синтетических каучуков и спиртов, сухой лёд и углекислоту. Это разнообразие ярославских нефтепродуктов достигнуто благодаря пуску новых технологических установок, освоению вторичных процессов нефтепереработки, творческому труду рабочих и специалистов. В год своего десятилетия Ново-Ярославский НПЗ стал одним из крупнейших передовых предприятий в своей отрасли и за производственные достижения был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Жора | 02.07.2011 в 09:57 | ответить0
В вехе последней десятилетки не забудьте упомянуть что к концу 2011г. на ЯНОС останеться менее 4000тыс.человек работников, т.к 700 человек сократят (так хотят Акционеры)