Удивительно, но, несмотря на почтенную цифру юбилея, в городе, как выяснилось, до сих пор живут немало свидетелей той, самой ранней его истории. Завод строил, как в песне, в общем-то зелёный, молодой народ, так что наш рассказ основан равным образом и на документах, и на воспоминаниях участников тех событий.
Решение о возведении в южной части Ярославля крупного предприятия нефтехимии – Ново-Ярославского нефтеперерабатывающего завода – было принято правительством страны в 1952 году. Приказом министра нефтяной промышленности директором будущего завода был назначен Борис Павлович Майоров, в то время директор Ново-Уфимского и Уфимского нефтеперерабатывающих заводов. При его участии начались изыскательские работы, которые проводили ведущие проектные институты страны. Ещё до того, как был вбит первый колышек, в архитектурно-планировочной мастерской им. академика В. А. Веснина начал проектироваться будущий посёлок.
В 1955 году для сооружения Ново-Ярославского НПЗ (так он тогда назывался) был создан Государственный союзный строительно-монтажный трест № 5, переименованный позже в «Ярнефтехимстрой».
Поначалу в нём насчитывалось всего 45 рабочих. Начали с создания собственной производственной базы: бетонно-растворного узла, полигона железобетонных конструкций, столярной мастерской, базы дирекции будущего НПЗ для приёма и хранения поступающего оборудования.
Прокладывали подъездные пути, строили линии электропередачи, инженерные сети, приступили к сооружению жилого посёлка – в основном из одинаковых щитовых домиков. К лету 1958 года уже вырос новый жилой микрорайон, названный посёлком Строителей.
Созданная производственная база позволила в октябре 1958 года приступить вместе с многочисленными субподрядчиками к возведению объектов самого завода. Сооружение его было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
– На месте нынешнего завода простиралось тогда огромное поле. Когда я впервые там оказался, оно было сплошь в цветущих васильках, – вспоминает Геннадий Павлович Хирцов. – Несколько стоявших тут деревень попали под снос, людей переселяли в посёлок Нагорный, в район нынешнего Щедрина, и мы там строили для них щитовые домики на две семьи. Я тогда только что окончил Красноткацкую школу и приехал сюда по комсомольской путёвке. Мне было 16 лет, специальности никакой, учился на плотника по ходу дела. Меня закрепили за дядей Сашей Егоровым – куда он, туда и я. Позже мы с ним работали на строительстве уже самого завода.
Хирцов запомнил бульдозеры, которые вспарывали цветущее поле. Но первыми здесь стоит считать, наверное, всё-таки не бульдозеристов, а геодезистов. Они размечали территорию будущего предприятия, намечали трассы будущих дорог. По одной из них однажды прикатил первый автобус и остановился около забытого в поле стога сена. С тех пор эту автобусную остановку ещё долго называли «У стога сена».
Тем временем строителей требовалось всё больше. Они прибывали со всех концов страны и, конечно, со всех районов области, преимущественно 16 – 19-летние ребята и девушки.
Альбина Владимировна Рывкина (тогда Шабанова) окончила десять классов в Калязине Калининской области, потом Угличский строительный техникум, и по заведённому тогда порядку – начинать с рабочей должности – весь их выпуск, прибывший на ярослав-скую стройку в апреле 1958 года, был зачислен в трест № 5 малярами.
Отделывали в посёлке первые каменные дома, они стоят на нынешних улицах Майорова, Павлова, Менделеева до сих пор, да и сам завод поднимался тоже их руками, в самом прямом значении этих слов.
– Рабочих всегда не хватало, централизованное снабжение тоже не успевало, выручали субботники, – возвращается к тем дням Альбина Владимировна. – Выходных у нас не было, в воскресенье и вечерами ездили за кирпичом в Норское. Тачку из цеха на улицу вывезут, вывалят, а там уже мы. Каждый кирпичик передаём по цепочке в грузовую машину – и на стройку. Через какое-то время я стала мастером на строительстве водоблока, а всё равно ни одного субботника не пропускала. Бывало, начальство скажет: можешь сегодня на субботник не ходить, сходи на танцплощадку. Но как не пойдёшь, я ведь мастер, на меня другие смотрят!
Что представлял из себя будущий завод? Наверное, об этом рассказывали строителям, но это было интересно и многим в городе. В выходившем тогда журнале «Ярослав-ская промышленность» один из руководителей управления нефтяной, химической и резиновой промышленности совнархоза Василий Георгиевич Великанов постарался рассказать об этом по возможности популярно.
Как он писал, первая очередь Ново-Ярославского неф-теперерабатывающего завода строится по топливно-масляной схеме. Здесь будет перерабатываться нефть двух месторождений. Первая пригодна для переработки на топливные продукты. Вторая обеспечит получение необходимого ассортимента минерально-смазочных масел.
Такая схема как бы делит завод на две самостоятельные части. Вторичные процессы топливной схемы направлены на глубокие изменения химической структуры исходного сырья. Процессы масляного производства, наоборот, предусматривают сохранение структуры углеводородов, входящих в состав масляной фракции, в том виде, в каком они находились в сырой нефти.
Задача состояла в том, чтобы уже осенью 1961 года ввести в действие первую очередь завода, первую технологическую нитку: электрообессоливающую установку (ЭЛОУ), атмосферно-вакуумную трубчатку (АВТ) и установку термического крекинга. Для этого требовалось выполнить большой объём строительно-монтажных работ, связанных не только с их сооружением. Они не могли быть пущены без воды, пара и электроэнергии. А значит, предстояло построить очередную в городе теплоэлектроцентраль – ТЭЦ-3, водозабор на Которосли и ряд подсобных служб.
Для того, чтобы не сбрасывать в Волгу химически загрязнённые воды, необходимы были очистные сооружения, использующие самые современные методы. О значении, которое придавалось этой стороне дела, можно судить по их масштабам. Пусковой минимум очистных сооружений включал более 80 объектов, около 50 из них предусматривали заглубление в землю от 4 до 7 метров. Под очистные сооружения
отводилась территория около
100 га. Они стали крупнейшими в СССР в то время.
Коллектив строителей постепенно пополнялся опытными рабочими – теми, кто возводил нефтеперерабатывающие заводы в Башкирии, Татарии, Сибири. На сооружении первой очереди завода работали уже около трёх тысяч человек. В большинстве своём молодые.
Валентина Михайловна Терещенко (тогда Жилкина) оказалась здесь после окончания Горьковского гидротехнического техникума, в двадцать лет стала мастером, потом прорабом «Центроспецстроя». Вместе со своим участком строила водозабор на Которосли, прокладывала сети водопровода и канализации, строила насосные станции. Грунт тяжёлый, глинистый, насыщенный водой. Зимой обмерзали насосы, обрастали льдом шланги. Траншею вслед за экскаватором зачищали вручную.
– Земля, траншея, труба и холодная бытовка – вот как всё выглядело. Но ничего, выдержали. Молодость есть молодость, – улыбается она.
Сложнейшей технической задачей стало сооружение технологических установок. Для внедрения самых прогрессивных методов сварки и монтажа в Ярославле в те дни побывали монтажники с Омского, Уфим-ского, Куйбышевского, Сызранского, Рязанского, Саратовского, Грозненского и других НПЗ, специалисты нефтяных промыслов Татарии, учёные МВТУ им. Баумана, других научно-исследовательских и проектных институтов страны. Коллектив треста № 5 пополнялся рабочими шинного, моторного, электромашиностроительного, других ярославских заводов.
Одновременно со строительством шла подготовка будущих эксплуатационников. Действующие заводы страны прислали специалистов. Часть квалифицированных рабочих-нефтяников прибыли с предприятий Уфы, Омска, Перми, с Ярославского завода им. Менделеева. Но основную массу рабочих пришлось готовить заново. 250 человек выпустило своё, созданное в посёлке Строителей училище № 8.
100 нефтепереработчиков обучались на курсах в Уфе.
250 слесарей, электриков, сливщиков и наливщиков были подготовлены у себя, без отрыва от работы на стройке.
К концу сентября 1961 года вместе с сооружением основных установок была создана энергетическая база завода – закончено строительство первой очереди ТЭЦ-3. Строило её вначале СУ-3 треста № 5, затем было организовано специализированное строительное управление ЯрТЭЦстрой.
ТЭЦ-3 предстояло обеспечивать завод электроэнергией, технологическим и производ-ственным паром, водой высокой температуры и давления. По достижении проектной мощности она должна была, кроме того, давать электроэнергию Ярославлю и ряду районов области.
Решением правительства страны Ново-Ярославский НПЗ вошёл в перечень особо важных строек страны – наряду с Красноярским алюминиевым заводом, Братской ГЭС и другими промышленными гигантами. Такой статус предполагал первоочередную поставку строительных материалов и оборудования, определял капитальные вложения на весь период строительства. Несмотря на это, поставка материалов и оборудования нередко задерживалась, возникали погодные и организационные трудности. К началу 1961 года готовность основных установок первой технологической нитки не превышала 25 процентов.
Тем не менее было решено не отступать от поставленной цели – сдать первую очередь к дню открытия XXII съезда КПСС, к 17 октября того же года.
Борьба шла буквально за каждый час. Едва ли не круглосуточно монтировались последние трубопроводы, завершалась сборка «начинки» технологических колонн, шли гидравлические испытания аппаратов и труб.
В воскресенье 24 сентября в топке котла ТЭЦ-3 забушевало пламя. Это означало: пуск первого агрегата ТЭЦ начат. С окончанием строительства водозабора к цехам завода пришла вода из Которосли. Вошли в строй очистные сооружения – сократить срок их сооружения удалось благодаря тому, что по требованию строителей железобетонные конструкции были перепроектированы с монолитных на сборные.
30 сентября к сливной эстакаде товарно-сырьевой базы завода подошёл первый железнодорожный состав с нефтью. Заработали насосные агрегаты – нефть пошла к технологическим установкам.
11 октября первый промышленный ток дала ТЭЦ-3.
12 октября выведена на рабочий режим первая технологическая установка завода – ЭЛОУ.
13 октября – пуск очередной установки, АВТ-1. Утром с неё начал поступать бензин первичной переработки – первый ярославский бензин!
21 октября 1961 года, через три года после начала строительства, на площадке завода состоялся митинг, посвящённый его пуску. Михаил Хренов, который работал на стройке с самого начала мастером, прорабом, а в это время был секретарём парткома треста, поднял высоко над головой колбу с готовым продуктом. Грянуло многоголосое «Ура!». Радость была общей и искренней. Директор завода Б. П. Майоров, управляющий трестом № 5 Г. В. Визирян по-благодарили рабочих, мастеров, инженеров, всех участников строительства и сказали, что это только начало. Одна за другой начнут вступать в дей-ствие новые технологические установки, будет расширяться ассортимент выпускаемой продукции. Работы впереди много.
Так и случилось.
Тихий Владимир Ал. | 10.08.2011 в 15:34 | ответить0
Мне посчастливелось участвовать в строит ельстве НПЗ в 1965-1968 г.г. Работая тогда начальником участка в СУ-3 треста №5 нам довелось строить и сдавать в эксплуатацию установки: кталитический крекинг, АВТ-4, реконструкцию битумной установки.Я с большой теплотой вспоминаю сейчас рабочих из бригад Семена Путова, Николая Каляганова, Валентина Тихомирова и др.На них всегда можно было положиться.