ПЕРЕПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ
А не так давно на областном ежегодном совещании в правительстве по тарифам и тарифной политике под эгидой ДТЭиРТ его руководитель Игорь Шарошихин остановился на этой теме. Он тогда посетовал: прирост по ценам на оптовом рынке электроэнергии вместо 15 процентов по прогнозу составил все 32…
Директор ДТЭиРТ сообщил: департамент, согласно указу губернатора от 23 марта, должен принять решение о сетевых и сбытовых надбавках. А с 1 мая, после принятия решений на федеральном уровне, темпы прироста вернутся в «сценарные» рамки – к 15 процентам…
Между тем на совещании по тарифной политике в правительстве Ярославской области перед участниками – представителями органов местного самоуправления, предприятий топливно-энергетического комплекса и сферы ЖКХ – были ещё раз обозначены ориентиры в сфере энергопотребления и энергоснабжения.
Игорь Шарошихин подчерк-нул важность текущего момента: осуществляется практически полный переход на свободный рынок энергоресурсов:
– Руководитель каждого предприятия и организации, просчитывая экономику своей деятельности, обращает внимание на эту проблему. Этот момент особенно должны учитывать представители органов местного самоуправления и управляющих компаний – все, кто включён в механизм доведения коммунальных услуг до населения.
Игорь Павлович напомнил об участии губернатора Сергея Вахрукова в качестве руководителя рабочей группы в заседании президиума Госсовета России. Тема – повышение устойчивости функционирования электроэнергетического рынка России. Там глава региона отметил тенденцию к строительству энергетических объектов малой и средней мощности, подчеркнул необходимость повышения КПД использования топлива, снижения себестоимости электроэнергии и потерь при передаче по сетям. Решения, принятые на заседании президиума, призваны отрегулировать ряд сложностей, возникших с переходом на свободный рынок электроэнергии.
Игорь Шарошихин ещё раз обратил особое внимание на коммунальный комплекс. Он отметил: хотя цены на топливо пока ещё регулирует государст-во, нужно тщательнее относиться к вопросу его приобретения и потребления. Важно не забывать о платёжеспособности потребителей. Производителям энергоресурсов необходимо оптимизировать затраты, которые входят в конечную цену, устранять экономически необоснованные расходы.
Что касается населения, то управляющие компании должны и сами способствовать формированию у жителей интереса к снижению энергоза-тратного потребления, считает Игорь Павлович.
Законодательство – федеральные и региональные нормативные акты 2010 года по энергосбережению, теплоснабжению и раскрытию информации о деятельности – подводит поставщиков и потребителей энергоресурсов к вопросам, которые встанут остро в 2012 году. Это – та теория, которая требует от каждого пересмотреть практику работы, особенно в сфере энергосбережения. Это – путь к формированию базы энергоэффективной экономики.
В ПЛАНАХ – СТРОИТЕЛЬСТВО
– На каком же этапе мы теперь находимся? – поставил вопрос Игорь Шарошихин.
Нынешний индекс инфляции – 6,5 процента, в 2012 году прогнозируется 5,6 процента. Сейчас происходит уравнивание цен на природный газ на внутреннем и внешнем рынке с ожидаемым ростом на 15 процентов. Задача – снизить нагрузку потребителя по оплате услуг и при этом обеспечить интересы поставщика ресурсов благодаря эффективности технологического процесса и снижения издержек.
Игорь Шарошихин признал: сделано пока крайне мало.
Нарушаются правила технической эксплуатации объектов, идёт перерасход топлива, энергии и воды. В неудовлетворительном состоянии регулирование сетей. И, к сожалению, у значительного процента организаций коммунального комплекса дела в плохом состоянии.
Поэтому главная задача – наведение элементарного порядка, модернизация в сфере ЖКХ и энергетическом комплексе, повышение энергоэффективности.
Директор департамента остановился на ходе выполнения ряда областных программ, направленных на развитие топливно-энергетического комплекса региона. Это модернизация и реконструкция предприятий отрасли, ликвидация энергодефицитности региона: сейчас у нас соб-ственная генерация – 55 процентов. Это и развитие кластера энергомашиностроения, и обеспечение энергоресурсами инвестиционных площадок, технопарков.
Областная целевая программа энергосбережения в свою очередь включает две подпрограммы: развитие когенерационной энергетики и отпуск коммунальных ресурсов по приборам учёта.
Из итогов работы по программе: введена информационно-аналитическая система ТЭБ – топливно-энергетического баланса. Для 90 организаций в Ярославской области установлены нормативы потребления топлива, энергии и воды. В Ростове, Гаврилов-Яме, Данилове и Тутаеве созданы пилотные системы автоматизированного учёта потребления коммунальных ресурсов. Закрыты 13 высокозатратных котельных, а теплоснабжение переведено на другие источники. Итогом выполнения энергосберегающей программы до 2012 года станет снижение потерь в сетях с 13,5 до 11,3 процента, или 177 тысяч кВт/час. Это – 1 млн. тонн условного топлива, иначе – 3,5 млрд. рублей.
На ближайшие несколько лет в области запланированы ввод и техническое перево-оружение объектов генерации и сетевого хозяйства. Это, в частности строительство пяти новых подстанций, рекон-струкция Угличской и Рыбин-ской ГЭС с увеличением мощностей, строительство двух блоков ПГУ – парогазовых установок – на Тенинской и Ляпинской котельных в Ярославле.
Девять объектов по области требуют модернизации, по трём сейчас ведутся работы. В перспективе также амбициозный проект: строительство котельной на 450 мВт. По областной целевой программе модернизации объектов ЖКХ в 2011 – 2014 годах планируется перевести на газ 27 котельных, реконструировать одиннадцать и построить восемь новых. Причём новые и модернизированные объекты в районах должны поставлять энергию не только для сферы ЖКХ, но и на нужды местной промышленности. Как в Рыбин-ском районе: на развитие местного сельхозпроизводства и производства бумаги в посёлке Искра Октября.
ТАРИФЫ НА ЖКУ: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
Заместитель директора ДТЭиРТ Александр Минькин рассказал об особенностях тарифной политики на нынешний год и перспективах цен на услуги коммунальных предприятий в 2012 году.
Предельный индекс платы населения Ярославской области за ЖКУ в этом году составил в среднем 115 процентов. На будущий год прогнозируется 112,5 процента.
Известно, что дороже всего населению обходится ото-пление. В регионе работают 128 теплоснабжающих организаций. Средний тариф на этот год составил 901,65 рубля за гигакалорию. Но он различается по разным видам топлива. Так, по газу это 803,32 рубля за Гкал – рост на 13 процентов к 2010 году. По угольным котельным – 1598,29 рубля – рост 9 процентов, по мазуту – 1614,56 рубля. По дровяным котельным средний тариф составил 1486,3 – рост 2,3 процента и по электрическим – 4502,8 рубля, рост 11 процентов. При этом средняя рентабельность теплоснабжающих организаций – 4,99 процента. Среди затрат – 55 процентов на приобретение топлива. А цены на него, особенно мазут и уголь, к сожалению, опережают прогнозируемые цифры.
Если взглянуть на картину по районам, более всего выросли тарифы на тепло в Борисоглебском – 1736,5 рубля за Гкал, Брейтовском – 2011,31, а также в Переславском – 1754,34 и Ярославском районах – 1718,95. Как заметил Александр Минькин, самые высокие тарифы там, где самая низкая зарплата у населения.
Рентабельность предприятий, которые занимаются холодным водоснабжением и водоотведением, колеблется в среднем от 2,56 до 2,04 процента соответственно. У предприятий по утилизации мусора – 5,45 процента.
Средний тариф на холодную воду, водоотведение и утилизацию ТБО составил соответственно 13,17 рубля за кубометр – рост 13,5 процента, 9,07 рубля за куб – рост 12,1 процента и 71,75 рубля за кубометр, или 12 процентов. Самыми высокими тарифы на эти услуги оказались в районах с также не очень платёжеспособным населением – в Брейтовском, Даниловском и Некоузском районах: 27,66 рубля, 28,25 и 27,63 рубля за куб. Для сравнения: эти услуги обходятся потребителям в Переславле-Залесском – 9,58 рубля, в Ярославле – 13,22.
Александр Минькин пожелал органам местного самоуправления заниматься энерго-сбережением, привлекать частные инвестиции в сферу ЖКХ. И посетовал на отсутствие планомерности в действиях органов местного самоуправления по реорганизации коммунального комплекса, что осложняет работу по изменению и установлению тарифов. Он определил ситуацию так: меняются вывески и организации, а потом ужасаются – почему население не может платить?
Из-за низких доходов и высокой квартплаты услуги сто-процентно оплачивают лишь в четырёх из 83 муниципальных образований области. Выпадающие доходы лишь теплоснабжающих организаций составили 561 млн. рублей. И для обеспечения равной доступности жилищно-коммунальных услуг для населения, на покрытие разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения из областного бюджета на этот год выделяется 762,78 млн. рублей. В прошлом году – 667 миллионов.
Замдиректора ДТЭиРТ в заключение сообщил о прогнозах на тарифы в 2012 году. При инфляции 5,6 процента и увеличении стоимости электроэнергии на 11 – 13 процентов, природного газа на 15 процентов и мазута на 11 процентов средний рост стоимости услуг ЖКХ составит 12 – 12,5 процента. По коммунальным услугам – на 13 – 14 процентов, по жилищным – на 6.
ТЕОРИЯ ДЛЯ ПРАКТИКИ
После изменений в Жилищный кодекс по федеральному закону № 237 полномочия по установлению тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг – холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и утилизации бытовых отходов перешли с 1 января от органов местного самоуправления к исполнительным органам власти субъекта Федерации, то есть к региональным властям. И уже сейчас нормативы анализируются. А до 1 мая из органов местного самоуправления ждут расчётные материалы по тарифам.
Другой заместитель директора ДТЭиРТ Андрей Лукашёв рассказал о ситуации с выполнением в регионе положений двух федеральных законов – об энергосбережении и повышении энергоэффективности и о теплоснабжении. Андрей Иванович отметил крайне низкий уровень организаций, которые хотят заниматься энергоэффективностью. В 2010 году программу по энергоэффективности приняли 47 из 91 регулируемой организации. И предупредил: департамент начнёт заниматься административной практикой, если законодательство в сфере энерго-сбережения не будет выполняться. И обозначил два целевых показателя, достижение которых должно быть обеспечено в ходе реализации программы энергосбережения: это удельный расход электроэнергии и оснащённость приборами учёта.
В цифровом выражении эти показатели отражены в программе.
Также Андрей Лукашёв обозначил ряд мероприятий по срокам для энерго- и теплоснабжающих предприятий и для муниципальных властей. При этом основной источник финансирования, подчеркнул Лукашёв, должен быть не тарифный. Один из механизмов – использование энергосервисных контрактов – договоров на внедрение ресурсосберегающих технологий. Или собственные средства, уставный капитал.