Разработка, модернизация и производство боевых авиационных комплексов для Вооруженных сил России и поставки на экспорт – ключевые направления деятельности АХК «Сухой». Другой, не менее перспективной деятельностью компании стало развитие гражданской авиации. Она позволит завоевать новые рынки сбыта, полноценно реализовать производственный и творческий потенциал холдинга. НПО «Сатурн», разработчик и производитель газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, – надежный и неизменный партнер холдинга.
Сотрудничество НПО «Сатурн» и АХК «Сухой» затрагивает приоритетные с точки зрения государственных и рыночных интересов направления. НПО «Сатурн» – разработчик газотурбинных двигателей поколения 4 и 4+ АЛ31Ф, АЛ31ФП, 117С для самолетов Су27, Су34, Су33, Су35 и типа Су30МК, которые являются основой фронтовой авиации России и составляют значительную долю экспорта российских вооружений. Компания реализует программу глубокой модернизации двигателей АЛ31Ф для Су27 и его модификаций. Постановлением Правительства РФ НПО «Сатурн» определено головным разработчиком авиационных двигателей нового поколения для ПАК ФА (перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации). Совместно со Snecma (Франция) НПО «Сатурн» создает турбовентиляторный двигатель SaM146 для российского регионального самолета «Сухой Суперджет100».
АЛ31Ф — газотурбинный высокоэкономичный двухконтурный двигатель IV поколения модульной конструкции со смешением потоков за турбиной. Устанавливается на самолеты Су27, Су27УБ, Су27ИБ (Су34), Су33. Эксплуатируется в широком диапазоне высот и скоростей полета. На истребителе Су27 с двигателями АЛ31Ф установлено 32 мировых рекорда скороподъемности и высоты горизонтального полета. АЛ31ФП — высокоэкономичный высокотемпературный двухконтурный двигатель модульной конструкции, созданный на базе АЛ31Ф и сохранивший все достоинства предшественника. Характерная конструктивная особенность АЛ31ФП — поворотное сопло с отклоняемым вектором тяги. Управление поворотным соплом интегрировано с системой управления самолетом. Двигатели АЛ31ФП устанавливаются на перспективные многофункциональные истребители поколения «4+» типа Су30МК. АЛ31ФН – экспортная модификация двигателя АЛ31Ф. Ее отличает нижнее расположение редуктора. Двигатель устойчиво эксплуатируется в широком диапазоне высот и скоростей полета. Он снабжен системами стабилизации работы при применении бортового оружия, в случае помпажа и прочих нештатных ситуаций. Модульная система двигателя обеспечивает простоту его эксплуатации в строевых частях и замену поврежденных или вышедших из строя элементов. Тяга и удельный расход соответствуют базовой модели. «Изделие 117С». По программе «изделие 117С» НПО «Сатурн» осуществляет глубокую модернизацию двигателя АЛ31Ф и создает научнотехнические заделы для двигателей следующего поколения. Основное преимущество двигателя 117С заключается в его ресурсе и тяге, которые существенно выше, чем у всех ныне эксплуатирующихся двигателей на самолетах семейства типа Су27, Су30. В процессе летных испытаний двигатель полностью подтвердил расчетные характеристики и уже сегодня может использоваться в качестве промежуточной силовой установки на самолете пятого поколения. Силовая установка для ПАК ФА. Стратегические планы холдинга «Сухой» в области военной авиатехники связаны с разработкой боевого авиационного комплекса фронтовой авиации нового поколения. Задачи по его созданию определены в действующей государственной программе вооружений. Отличительные черты создаваемого самолета: многофункциональность, сверхманевренность, крейсерский полет на сверхзвуковой скорости, автономность базирования. За НПО «Сатурн» закреплена роль головного разработчика авиационных двигателей для ПАК ФА. SaM146. Основным продуктом холдинга «Сухой» гражданского назначения, обладающим наибольшей привлекательностью и экспортным потенциалом, являются региональные самолеты семейства «Сухой Суперджет100». Самолеты этого семейства максимально унифицированы по элементам планера, составу оборудования, имеют единый двигатель SaM146, совместно разрабатываемый НПО «Сатурн» и французской компанией Snecma. Двигатель SaM146 является единственной интегрированной силовой установкой, специально разработанной для применения на региональномагистральных самолетах нового поколения. Двигатель SaM146 имеет самую современную конструкцию, разработанную на основе опыта предыдущих программ и анализа конкурентных продуктов, для достижения заданной надежности и экономических показателей. Отличительными особенностями SaM146 являются высокий уровень надежности, низкие затраты на техническое обслуживание, малый расход топлива, а также полное соответствие существующим и перспективным экологическим требованиям ICAO. Сертификация двигательной установки будет проведена по российским, европейским и американским авиационным правилам, что позволит эксплуатировать самолет «Сухой Суперджет100» без ограничений во всех странах. Таким образом, это будет первый отечественный гражданский двигатель, который имеет международный сертификат типа. Данная программа является экспортноориентированной, 70 процентов самолетов будет продаваться на международном рынке. В 2008 году начнутся поставки самолетов заказчикам. В настоящее время спрос на эти машины прогнозируется в объеме 800 самолетов, что предполагает их производство с 2010 года на уровне 60 – 70 самолетов в год.
НПО «Сатурн» способно полномасштабно создавать авиационные двигатели, начиная от философии, архитектуры конструкции, технических идей и заканчивая испытаниями, серийным производством, поддержкой в процессе эксплуатации. Конструкторский потенциал НПО «Сатурн» сосредоточен в четырех подразделениях: ОКБ1, ОКБ2 в Рыбинске, НТЦ им. А. Люльки в Москве и КБ филиала в СанктПетербурге. Исходя из мирового опыта авиастроения, срок создания нового двигателя от начала проектирования до подготовки серийного производства на основе уже отработанных конструкторских и технологических решений составляет около 3 лет. Специалистами ОКБ НПО «Сатурн» в 2004 – 2005 годах разработана и передана в опытное производство конструкторская документация на восемь новых газотурбинных двигателей. Всего в опытноконструкторских работах задействовано более 6000 специалистов «Сатурна». Научноисследовательские работы в структуре доходов компании составляют около 20 процентов.
Сотрудничество НПО «Сатурн» с АХК «Сухой» имеет глубокие исторические корни. Практически все самолеты марки Су поднимают в небо двигатели разработки НПО «Сатурн» на основе базового АЛ31Ф всемирно известного конструктора Архипа Люльки.