Пока Советский Союз оставался «страной дефицита», комиссионные магазины процветали, а выбор товаров в них был значительно шире, чем в центральных городских универмагах. Трудящиеся ходили туда действительно как в театр: посмотреть, как люди живут. Американские джинсы по две сотни, бейсболки, ветровки, видеомагнитофоны по четыре тысячи привозились из-за границы с единственной целью – сдать купленное за «бугром» добро в комиссионку и получить за это приличные деньги. Многие сделали на таком бизнесе немалое (по советским представлениям) состояние.
Честные же труженики сдавали в комиссионные магазины ненужные, но еще хорошие, почти новые вещи, чаще всего детские. Они тоже шли нарасхват.
Так продолжалось до конца 80-х годов. Потом началась перестройка. Новая эпоха породила и новые веяния в торговле. Как грибы стали расти «секонд-хенды» (в переводе с английского – «вторые руки»), специализирующиеся на продаже заграничных подержанных шмоток. Комиссионки же на их фоне сначала потускнели, а затем и вовсе ушли в тень. Где они сейчас? Живы ли?
«На след» комиссионок удалось выйти через управление сферы услуг мэрии Ярославля. Начальник отдела промышленных товаров Екатерина Титовна Ваганова сказала, что у нас осталось всего два комиссионных магазина – на улице Чкалова и на Московском проспекте. Здравствует пока и комиссионный отдел в универмаге «Ярославль». Екатерина Титовна рассказала, что лет пятнадцать назад в Ярославле работали 13 комиссионных магазинов и даже планировалось расширение этой сети. Теперь же, по ее мнению, подобные заведения просто не востребованы у населения области. Их почти вытеснили вещевые рынки и магазины таможенного конфиската, где цены доступны, а качество товаров выше. Это официальная версия вымирания комиссионок.
По словам директора комиссионного магазина на улице Чкалова Татьяны Дмитриевны Полыскиной, их торговая точка уже который год не живет, а с трудом выживает. С каждым годом увеличиваются арендная плата, налоги, сокращаются льготы, предоставленные магазину по виду деятельности, возрастают коммунальные платежи, дорожает содержание охраны. В прошлом году, говорит Татьяна Полыскина, арендная плата подскочила на 300 процентов, а в этом – еще на 40. Льготу по виду деятельности вообще сняли, практически приравняв продажу бывших в употреблении вещей к реализации нового товара.
Этот магазин специализируется на крупногабаритных товарах – швейных машинках, холодильниках, телевизорах, мебели, а также электробытовых приборах. Специалист-товаровед помогает сдатчику определиться в сумме, которую реально получить за ту или иную вещь. За вырученными деньгами комитент приходит на третий день со дня продажи товара. Естественно, он получит не всю сумму, которую заплатил покупатель: 30 процентов от выручки заберет магазин. Многим эта процентная ставка кажется слишком большой, но администрация считает, что иначе торговому предприятию не выжить.
Основной наплыв посетителей начинается ближе к лету, когда в рекордно быстрые сроки раскупаются все холодильники и морозильные камеры: люди готовятся к дачному сезону. Ведь не покупать же в деревню дорогой холодильник, считает Татьяна Дмитриевна, когда можно приобрести его по достаточно низкой цене, доступной каждому. Можно обзавестись «Миром» или «Окой» за 3 – 4 тыс. рублей, а можно довольствоваться и «Витязем» за 1200.
Комиссионный магазин – просто находка для молодых студенческих семей, которым родители не в состоянии серьезно помогать. Ну где еще вы найдете стол за 300 рублей? А за удовольствие стать обладателем кровати вы заплатите всего ничего – от 850 до 1100 рублей.
В комиссионном магазине многие приобретают бытовую технику для своих престарелых родителей. Алевтина Андреевна, продавец магазина «Север-3», пришла в комиссионку, чтобы выбрать пылесос для матери.
– Пылесос «Малютка» – как раз то, что нужно маме, – говорит она. – Прост в эксплуатации, да и места в квартире много не займет. У нас даже был когда-то такой же. Ну, а главное – он недорогой.
Отечественные стиральные машины стоят от 600 рублей. Конечно, они не идут ни в какое сравнение с импортным автоматом за 10 – 12 тысяч, но чудо современной техники не каждый может купить даже в кредит. Телевизоров же в комиссионке вообще навалом. В день моего визита дожидался будущего владельца «Panasoniс» за 2400 рублей, окруженный «Славутичами» и «Рекордами» по бросовым ценам.
Скептики резонно возразят, что техника, бывшая в употреблении непонятно сколько времени, может прийти в негодность уже на второй день после покупки. Исключить это, разумеется, нельзя, но, как говорит Татьяна Дмитриевна, все товары сдатчиков проверяются на отсутствие технических повреждений и физическое изнашивание. Татьяна Полыскина не вспомнила случая, чтобы кто-то пришел с претензиями после покупки.
В комиссионные магазины идут не только жители Ярославля, приезжают из всех районов, особенно из сельской местности. Мы познакомились с Анной Федоровной Черновой, которая вместе с сыном приехала из Ростовского района за холодильником.
– Без комиссионок сельчане забыли бы о цивилизации: стирали бы в речке, пользовались подпольем вместо холодильников, новости узнавали бы только от дачников, – считает она. – Вот в прошлом году летом мы купили здесь же телевизор «Горизонт». В этом денег поднакопили на холодильник. Хочется, чтобы все как у людей было. Комиссионка для меня настоящее спасение.
Сотрудники магазина вспомнили, что пару лет назад к ним заходил даже мэр Ярославля Виктор Волончунас: искал двухъярусную кровать на дачу. К великому сожалению продавцов, таковой тогда не оказалось.
Несмотря на то, что польза людям от комиссионки огромная, товары сдатчиков пользуются спросом, не залеживаются, его решили закрыть. В начале этого года Татьяна Полыскина прочитала в газете «Городские новости», что ее магазин выставлен на продажу. Как это могло произойти, женщина понять не может. В 1993 году она выкупила право арендовать это помещение на 25 лет вперед. Директор обращалась за помощью и в областную администрацию, и в мэрию, но ее проблемой никто не захотел заняться. Ей, правда, предложили выкупить магазин за 17 млн. рублей. А где взять та-
кие деньги, если вырученных средств едва хватает на зарплату четырем сотрудницам, оплату аренды и коммунальных услуг? В магазине больше десяти лет не было капитального ремонта. Все деньги уходят на то, чтобы как-то свести концы с концами.
В последний месяц на «пятерке» упорно ходят слухи о том, что комиссионный магазин приглянулся какому-то предпринимателю, который хочет сделать из него очередной продуктовый супермаркет. Поскольку находится магазин на бойком месте, подъезд удобный, да и площадь – 765 кв. м – позволит развернуться, чем не лакомый кусочек? Сдатчики и покупатели в один голос заявляют, что будут бороться за свой магазин и не позволят его отобрать. Ведь это единственная возможность для многих сдать вещи, которые по разным причинам стали не нужны.
Похожие проблемы возникли и у комиссионного магазина на Московском проспекте. Здесь продают велосипеды, детские коляски, бытовую технику, электротовары, одежду и обувь. Не принимаются только детские вещи – их просто негде размещать. Директор магазина Нина Александровна Ирхина почти каждый день выслушивает от посетителей пожелания об открытии комиссионного детского отдела. Ведь дети растут, вещей после них остается немало. Не у каждой мамы есть желание раздаривать детское добро приятельницам, многим хочется получить за это деньги.
Конечно, продать коммерсантам не приносящие большого дохода комиссионные магазины нетрудно. В бюджет поступят какие-то деньги, которых, может быть, хватит на строительство еще одной детской площадки. Но не нужно забывать, что комиссионки сегодня выполняют не коммерческую, а социальную функцию. И уничтожение комиссионных магазинов станет еще одним ударом по самым незащищенным людям. Да и мэру негде будет поискать недорогую двухъярусную кровать.