Снижение размеров единого социального налога, по мнению законодателей и Правительства РФ, должно было увеличить налоговую базу, привлечь большее количество предприятий к формированию Пенсионного фонда. Что же происходит на самом деле?
– В январе – апреле 2005 года предприятия действительно увеличили перечисления, – сообщил начальник отдела взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами областного отделения ПФР Евгений Королев. – Средств поступило на 165 миллионов больше, чем за четыре месяца 2004 года. Беда в том, что эта прибавка съедена инфляцией, да и старые задолжники плохо погашают накопившиеся недоимки. Тенденция роста долга отделению ПФР продолжается. За прошлый год он вырос на 50 млн. рублей.
– По-прежнему среди должников лидируют «Холодмаш», «Резинотехника», «Славич», КПЦ «Полиграфмаш», Даниловский завод деревообрабатывающих станков, а Ростовский оптико-механический завод хотя и начал вносить текущие платежи, но старый долг так и не погасил.
Если отделения Пенсионного фонда в регионах по-прежнему ломают голову, как собрать страховые взносы, то у ПФР проблема с эффективным вложением гигантских сумм. Сейчас бюджет фонда составляет 1, 3 трлн. рублей. Пенсионная реформа предполагала, что все эти деньги будут с пользой для будущих пенсионеров вложены в развитие отечественной экономики, на деле же оказалось, что при годовой инфляции в 11 процентов средства, вложенные в управляющие компании, дали менее 3 процентов прироста. То есть страховые пенсионные взносы усохли за год на 9 процентов. Уже через два года это обернется дефицитом бюджета Пенсионного фонда в 1 трлн. рублей. Центр стратегических разработок предлагает даже в этой связи скорректировать пенсионный возраст, так как денег на всех застрахованных 42 миллионов пенсионеров может не хватить.
«Крайними» в этой ситуации Москва самих пенсионеров и называет. Только 1 миллион из них рискнул доверить свои пенсионные накопления 55 частным управляющим компаниям, которые только и могут вложить их средства в реальные секторы экономики.
Все же остальные вкладчики выбрали, по умолчанию, государственный Внешэкономбанк. А ВЭБ имеет право вкладывать их средства только в низкорисковые госбумаги, имеющие доходность 2 – 3 процента. Впрочем, доходность частных УК в прошлом году еще ниже, чем у ВЭБ и составила 2 процента.