Предприятия, раздающие зарплату в конвертах, вскоре могут попасть в очень неприятное положение. Пенсионный фонд России (ПФР) в ближайшие месяцы может открыть во всех регионах специальные консультационные центры, где граждане смогут оставить информацию о работодателях, выплачивающих «черную» зарплату. Если факт конвертных зарплат докажут, нарушителям будут грозить санкции вплоть до уголовных. Об этом заявил чиновник в ПФР, причем анонимно.
Любопытно, что намерение создать пункты приема подобной информации появилось именно сейчас, в то время, когда правительство как раз снизило единый социальный налог (налог, перечисляемый предприятием на соцобеспечение своих сотрудников). По логике правительства именно сокращение ставки соцналога должно будет стимулировать работодателей к «обелению» зарплат. Но ПФР, похоже, на чудо не надеется. Чиновники фонда и раньше заявляли, что снижение социального налога создаст дефицит пенсионных денег. Но так как политическое решение об уменьшении ЕСН было принято, функционерам фонда не оставалось ничего, кроме как надеяться на собственную изобретательность и желание обиженных граждан поквитаться с работодателями.
Сама идея создания центров по борьбе с недобросове-стными работодателями не нова. Уже несколько лет в регионах местные отделения Пенсионного фонда пытаются создать нечто подобное. Но до сих пор идея терпела крах, так как без отмашки из Москвы на это не давали ни денег, ни людей. Для подобной кампании, затрагивающей интересы и работников, и их начальства, требуется, конечно же, санкция из центра.
Анонимную информацию о неплательщиках единого социального налога, если консультационные центры все-таки будут открыты, сотрудники Пенсионного фонда принимать не станут, дабы не быть обвиненными в разжигании доносительства. Однако если работник не постесняется «заложить» своего работодателя лично, поставив подпись под заявлением, разбирательство обязательно будет. Началом послужит звонок с предупреждением и требованием явиться в ПФР и разобраться с отчетностью, голословно, конечно же, никого штрафовать не будут. Если же информация о недоплате ЕСН подтвердится, дело передадут в налоговую инспекцию и прокуратуру. За неуплату соцналога руководителю предприятия может грозить штраф от 20 до 30 МРОТ плюс пени, плюс доначисления неуплаченных ранее налогов. Если же сумма недоимки превышает 1,5 млн. рублей, вступит в силу уголовное судопроизводство.
«Черные» и «серые» зар-платные схемы, по данным Пенсионного фонда, практикуются едва ли не на половине средних и мелких российских предприятий. Поэтому создание подобных центров вполне может привести к массовому шантажу руководителей таких компаний. Эксперты опасаются, что донос на соседа, который «балуется» конвертами, станет самым простым способом победить в конкурентной борьбе. Не случайно фискальные органы, которые, казалось бы, больше всех заинтересованы в хороших показателях по сбору налогов, очень осторожно относятся к массовым акциям по выявлению конвертных схем. Фискалы, по мере сил конечно, отлавливают «черные» заработки, но кампании с участием граждан не объявляют. «Это ваши деньги, это ваше соц-обеспечение, поэтому вы сами должны пытаться урегулировать на своем предприятии этот вопрос», – поясняют в Федеральной налоговой службе. «Если вы согласились работать на предприятии, не платящем налоги, то должны знать, чем это чревато», – такова логика фискалов. Тем более, что выдача зарплаты в конвертах, как правило, недоказуема без специальных оперативных предприятий, когда ведется съемка или подслушка (а это в свою очередь возможно только в рамках открытого уголовного дела). В крайнем случае могут сгодиться массовые свидетельские показания, но это реально организовать только после уже случившегося факта массового увольнения сотрудников или ликвидации предприятия. В противном случае все стороны до поры до времени довольны.
Рубить сук, на котором сидишь, жалуясь на своего генерального директора, вряд ли кто станет. Зато при неудачном расставании работодателя со своим сотрудником тот вполне может попытаться «отомстить за поруганную честь». Правда, восстановить свои отчисления в ПФР и другие фонды получится только по суду (который обязательно попросит доказательства, что конвертные деньги имели место), зато репутацию предприятия и его руководителя лично подобные процессы серьезно «подмочат». А чиновникам Пенсионного фонда, осмелившимся ловить «черные» ведомости, похоже, придется взять себе в штат хороших адвокатов, чтобы дела не рассыпались в суде. Адвокатам же, вооруженным распечатками вакансий кадровых агентств, нужно будет доказывать судьям, что автомеханик на сервисе «Мерседеса» не может получать 200 долларов, а среднемесячная зарплата в сфере пиара не имеет ничего общего с «белыми» 10 тыс. рублей.
//Ирина СКЛЯРОВА.«Время новостей».