пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 29 апреля 2005

Юрий БАШМЕТ: «Музыка – хобби, за которое еще и деньги платят»

2 мая в Ярославле и области начинается «Пасхальный фестиваль». Открывает его концертом в Собиновском зале филармонии симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Не имея возможности поговорить со знаменитым музыкантом лично, наш корреспондент отправился на просторы Интернета – узнать, что думает Башмет о музыке и о себе.

 

– Можете ли вы музыку назвать своей работой?

– Я счастливый человек, но именно потому, что для меня музыка – не работа, это хобби. За которое еще и деньги платят.

– Вы фанат?

– Есть фанаты, живущие только музыкой. Я тоже фанат своего дела. Но мне кажется, что для дела как раз лучше, когда твой кругозор, сфера деятельности шире, чтобы было откуда черпать новые ощущения, новые силы.

– Что для вас как лидера оркестра самое важное, когда речь идет, скажем, о приеме новичков?

– Ставлю порядочность впереди профессионализма. Если что-нибудь возникает, я гадкого человека, будь он хоть трижды отличный музыкант, выставлю за дверь, а честного, благородного, пусть и немного уступающего ему в профессиональном смысле, оставлю. Лучше я его научу играть. Порядочность превыше всего, этому не научишь.

– Говорят, вы однажды были задеты за живое фразой: мол, все вы, музыканты, «парниковые растения»?

– Было такое. Я разозлился и поспорил с тем человеком, что проеду на велосипеде задним ходом. Тут ведь нужны особая координация и совсем не «парниковая» сноровка. Дело было в Голландии, велосипедов там – как у нас снега зимой. Идем после концерта, вижу, какая-то девушка велосипед отвязывает. Ну я цветы ей в руки, а сам прошу: дайте, пожалуйста, велосипед на одну минуточку. Спорили-то мы на коньяк, и я выиграл.

– Популярный в свое время роман Орлова «Альтист Данилов» часом не про вас?

– Почему «в свое время»? Он и сейчас популярен. Раньше я не знал ни писателя Орлова, ни прототипа его героя – это был альтист оркестра Большого театра. Потом мы с автором познакомились, подружились. Роман переведен на многие языки, один из последних переводов, на японский, вышел почему-то с моим портретом.

– Вы сами музыку сочинять пробовали?

– Как-то я проходил мимо рояля. Потянуло присесть, взять несколько нот. Понравилось. Получилось нечто романтическое, где-то между Шопеном и Шуманом. Конца, впрочем, так и не придумал. Ничего не записывал, но помню хорошо. В Токио я даже пошутил. Там замечательно играла на концерте знаменитая швейцарская пианистка Марта Аргерих. Зашел к ней в артистическую поздравить. И вдруг ужасно захотелось сыграть ей тот мой опус. Она, человек эмоциональный, прямо-таки запела от восторга – где достать ноты, хочет сыграть это на бис. Ну, я сказал, что автор – Клара Шуман. Она поверила. Но тут мне стало стыдно, и я признался.

– Вы оказались первым музыкантом, для которого открыли шкаф Моцарта в Зальцбурге, чтобы дать его альт. Не припомните ли, что чувствовали тогда?

– Лет двести к этому инструменту никто не прикасался. Я тогда сказал, что Моцарт для альта соло ничего не сочинил, а только для альта и скрипки, поэтому мне нужна еще и скрипочка из того же шкафчика. Старался для своего друга Олега Кагана, прекрасного музыканта. Он был уже смертельно болен, и для него это было особенно важно. Скрипку тоже выдали. Словами те наши чувства не выразить: мы играли на ин-струментах Моцарта в его доме.

– Что вы читаете, какое кино смотрите, какую музыку на досуге слушаете?

– Кино люблю очень, просто за то, что оно есть. Читать люблю, но только то, что мне интересно. Лучшие стихи для меня – Пушкин. Лучший джаз – традиционный, скажем Оскар Питерсон. Не люблю, когда смешивают жанры. Хотя исключение есть: хотя бы песни «Битлз». Кстати, когда-то 400 рублей, заработанные гитарой на песнях битлов, пошли на покупку альта, на котором я играю и сейчас.

– Расскажите, как это было.

– Альтистом, можно сказать, я стал случайно. Мальчишкой я только для мамочки играл на скрипочке, а так, для души, был поп-звездой у себя во Львове. Играл на гитаре, у меня была группа, мы зарабатывали деньги.

– А как же всплыл вопрос об альте?

– Перед восьмым классом музыкальной школы, когда надо было определяться с инструментом. Один знакомый альтист сказал: «Перейди на альт, у тебя будет больше времени для гитары». Именно такой довод стал решающим.

– Ваш альт какого мастера?

– В консерваторию поступал я с плохим фабричным инструментом за 90 рублей. В конце первого курса мне позвонил мой профессор Борисовский со словами: приезжай, тут тебя итальяшка ждет. «Итальяшкой» оказался альт мастера Тестори, середина XVIII века, миланская школа. Цена – 1500 рублей, и это было дешево. Тогда альт такого класса стоил не меньше трех тысяч. Но кто-то уезжал и срочно продавал. День-ги собрали мы с большим трудом. Дедушка что-то дал, остальное – отец, заняв у знакомых. Ну и у меня в загашнике были те самые трудовые рубли. На этом инструменте я играю с 1976 года. Он, конечно, не без изъянов, но мы подошли друг другу.

– У вас есть какое-нибудь любимое высказывание, что-то вроде талисмана?

– Люблю выражение «Take it easy», что в переводе означает нечто среднее между «не горюй» и «расслабься». Вспоминаю одного еврея из Киева, он приехал в Европу и стал торговать обычными успокоительными таблетками. Но назвал их «Take it easy». Таблетки пошли нарасхват, и он разбогател.

– Ваш гастрольный график расписан на годы вперед. А где вы, человек мира, чувствуете себя дома?

– В Москве, ничего другого не хочу, не мыслю себе. Там семья, друзья, люди, близкие по духу. Там тебя всегда ждут. После долгих странствий чувство родного дома так необходимо и дорого.

//Юлиан НАДЕЖДИН. (По материалам сайта Юрия Башмета).

Читайте также
  • 21.12.2011 Вечер трёх искусств в Рыбинске Рыбинский ансамбль старинной музыки «Воздушные замки», недавно подаривший взыскательному зрителю и слушателю великолепный Екатерининский бал,
  • 18.10.2011 Русский бал времён Екатерины В минувшие выходные под высокими сводами большого зала Рыбинского музея-заповедника звучала старинная музыка времён императрицы Екатерины.
  • 18.05.2011 Рисуем музыку, играем живопись В детской школе искусств имени Л. В. Собинова вот уже в течение восьми лет осуществляется социально-педагогический проект «Детская филармония»,
  • 07.09.2010 Странствующий музыкант с родины викингов Ярославская филармония открывает сегодня новый сезон концертом европейской классики и норвежской музыки в исполнении нашего симфонического оркестра,
  • 22.11.2008 Клятва музыкантаВлад Разин, Ира Нужная, Серёжа Карпов, Никита Киселёв, Саша Круглова – все эти ребята из младших классов ярославской средней школы№ 59 и ещё человек двадцать
  • 11.10.2007 Звуки му...Поистине Ярославль и его окрестности становятся средоточием авангардного искусства всех направлений.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают