В номере за 10 апреля – тассовский репортаж из Германии, из городов и городков, только что освобожденных войсками 1-го Украинского фронта. «В домах бюргеров, – пишет спецкор, – мы видели русские радиоприемники, швейные машины, самовары, меха. В доме мебельщика Адольфа Вельке в Циллихау мы нашли тульское охотничье ружье, швейную машину Подольского завода, три коверкотовых костюма Калининской швейной фабрики имени Володарского, шкатулки работы художников Палеха».
В ту апрельскую неделю ярославцы впервые прочли в «Северном» страшное слово «Треблинка». Со ссылками на очерк писателя Василия Гросс-мана в журнале «Знамя» газета рассказывает об одном из самых жутких нацистских концлагерей, куда людей, в основном женщин и подростков, свозили со всей Европы под видом «устройства на работу». Ни один человек не должен был уйти оттуда живым. После «бани» несчастных гнали с собаками в газовые камеры. Все было рассчитано по минутам. Ежедневно треблинский конвейер смерти обращал в золу 20 тысяч человеческих жизней.
16 апреля началась Берлинская операция советских войск. Это потом назовут ее исторической. А вот что Совинформбюро рассказывало читателям газеты про бои на подступах к столице рейха в те дни, когда Берлинская операция еще была военной тайной. На дрезденском направлении советские части форсировали Шпрее. Немцы спешно подтянули в этот район крупные подкрепления и с ходу бросили их в бой. «Однако, – в спокойном, почти деловом тоне сообщает оперативная сводка, – все попытки гитлеровцев остановить наши наступающие войска успеха не имели». Противник оставляет одну позицию за другой. Западнее Одера наши с боями продвигались вперед. Немцы пытаются любой ценой не допустить выхода советских войск к Берлину. Немецким артиллерийским частям был передан по радио приказ: стрелять по своей отступающей пехоте осколочными снарядами.
В ночь на 21 апреля совет-ские тяжелые бомбардировщики нанесли массированный удар по военным объектам в Берлине. Возникло более 50 больших пожаров, сопровождающихся сильными взрывами. В номере газеты за 24 апреля – долгожданное сообщение о том, что войска маршалов Жукова и Конева ворвались в столицу Германии. Заняты аэродром, несколько заводов.
Информация ТАСС: немцы затопляют Голландию. В плотине проделана трехсотметровая брешь, и теперь воды Зейдер-Зе хлынули на плодородные земли, лежащие ниже уровня моря. Потоки морской воды устремились в направлении Амстердама. Агентство Рейтер успокаивает голландцев: если немцы не проделают новых брешей, то древний Амстердам затоплен не будет. Вода остановится примерно в 15 милях к северу от города. Так и вышло. Гитлеру было уже не до Голландии.
О том, какова обстановка на Западном фронте, ярославцы прочли в международном обзоре за неделю. На совет-ско-германском фронте гитлеровцы сосредоточили свои основные силы и оказывают отчаянное сопротивление Красной Армии. В то же время они оголили свой Западный фронт. Корреспонденты англо-американской печати пишут, что навстречу войскам союзников идут немцы, «которые ищут, кому бы можно было сдаться».
А в это время в тылу...
В номере за 20 апреля под шапкой, там, где обычно печатались поздравительные приказы Верховного Главнокомандующего, с портрета фотокора Аносова одаривает читателей победной улыбкой миловидная комсомолка Лиза Горева, доярка племенного совхоза «Горшиха». За год она надоила 3284 литра молока на каждую фуражную корову.
Вовсю идет пахота. В Первомайском районе для полевых работ «приучено к упряжи» 1800 голов крупного рогатого скота, из них 412 коров. Для рабочего скота изготовлено 1468 комплектов сбруи.
В Ростовском сельхозтехникуме выведен новый сорт холодоустойчивых помидоров. Томаты скрещены с дикорастущим пасленом, дурманом и лебедой.
На рынках Ярославля началась предпраздничная торговля. Исполком горсовета решил провести массовые колхозные базары. Едущим на рынок дается право провоза по железной дороге до 50 кг сельхозпродуктов и предоставляется ночлег в Доме колхозника.
В областном центре заложен новый бульвар – на Революционной улице. Газета не сообщает, сколько добровольцев засучили рукава. Но поименно называет выступивших на митинге должностных лиц всех рангов и количество их слушателей – свыше трех тысяч человек.
В Ярославле вышел в свет сборник стихов нашего земляка Алексея Суркова «Песни гневного сердца» – избранное за годы войны. Газета цитирует его «Песню смелых», написанную 22 июня 1941 года: «Смелого пуля боится, смелого штык не берет».