– С самого начала мы решили, что нужно сделать в первую очередь. Программа-минимум была достаточно скромной: обеспечить своевременную выплату зарплат бюджетникам, вовремя оплачивать электроэнергию и газ и постепенно гасить долги прошлых лет за энергоресурсы, подготовиться к отопительному сезону 2004 – 2005 годов и провести его без сбоев. Все это удалось сделать, – говорит глава Тутаевского муниципального округа Ян Андреев. – Если весной 2004-го район имел 29 миллионов долга перед энергетиками и нам постоянно грозили отключениями электричества и прекращением поставок газа, то теперь подписаны графики погашения долгов, и мы платим в соответствии с этими графиками своевременно. Угроза отключений снята. Большие проблемы были с отоплением. В мае прошлого года выяснилось, что на котельной Тутаевского моторного завода нет резервного котла. Пришлось срочно искать 12 миллионов, и к 1 января 2005-го резервный котел был готов. Кроме того, мы установили в центральной районной больнице независимую котельную немецкой фирмы «Висс-манн». Это обошлось в 9 млн. рублей, но зато надежность отопления повысилась. Проведены ремонт теплоисточников и замена 2,8 километра магистральных сетей, что соответствует нормативу, который раньше в течение нескольких лет не выполнялся. В жилищно-коммунальном хозяйстве мы провели шайбирование для более равномерного распределения тепла. Затрачено 130 тыс. рублей, но это позволило нам во время прошедшего отопительного сезона сэкономить электричества на 5 млн. рублей и газа на 4 миллиона. Отопительный сезон прошел спокойно, чего не было уже несколько лет. Начата реализация программы энергосбережения, которая должна облегчить району бремя оплаты энергоресурсов. На энергосберегающие мероприятия в МУП «Водоканал» мы затратили 5 млн. рублей, и со временем эти затраты окупятся.
– Ян Юрьевич, откуда же взялись деньги на все это? На погашение долгов перед энергетиками, на новые котельные, на ремонт, на энергосбережение? Каково состояние районного бюджета?
– Мы сразу внедрили систему бюджетирования каждой отрасли и каждого бюджетополучателя. За расходами бюджетополучателей был установлен контроль – любые траты теперь визирует заместитель главы администрации, курирующий отрасль. Такой метод давно применяется во многих крупных фирмах, но для Тутаева это было ново. И поначалу руководители муниципальных предприятий и учреждений протестовали, они считали, что администрация неправомерно вмешивается в их хозяйственную деятельность. Тем не менее такая система позволила существенно сократить расходы.
С другой стороны, мы начали активнее сотрудничать с кредитными учреждениями, использовать лизинг, а главное, ведем работу по привлечению в округ инвесторов. Рассылаем инвестиционные предложения в московские и ярославские финансовые структуры. Но важно еще подкрепить репутацию округа делом. Строительство котельной центральной районной больницы стало своеобразной визитной карточкой МО. Сейчас мы осуществляем новый проект – совместно с лизинговой компанией строим супермаркет.
– И все-таки главным источником налоговых поступлений в районный бюджет является Тутаевский моторный завод, который скоро могут признать банкротом. Есть ли пути стабилизации работы предприятия?
– Мне трудно об этом говорить. Год назад во время избирательной кампании за пост главы администрации боролись команда менеджеров ТМЗ и команда Андреева. В результате у некоторых сложилось впечатление, что мы враги, которые поссорились на выборах раз и навсегда. Поверьте, это не так. Я прекрасно понимаю, что ТМЗ – градообразующее предприятие, там работают шесть тысяч тутаевцев, и коллапс завода моментально приведет к коллапсу экономики всего района. И я не меньше руководителей завода заинтересован в том, чтобы предприятие вышло из процедуры банкротства. Беда в другом – переговоры менеждеров завода с кредитором зашли в тупик. ТМЗ, имея 1,5 млрд. рублей долгов перед бюджетами всех уровней, остался единственным из машиностроительных предприятий области, не прошедшим процедуру реструктуризации налоговых платежей. В 2004 году уполномоченным органом по делам о банкрот-стве стало Министерство по налогам и сборам. Оно потребовало от внешнего управляющего изменить план внешнего управления с учетом интересов государства. Но тот отказался. Тогда кредитор, естественно, потребовал замены внешнего управляющего. А управляющий подал на кредитора в суд. В результате МНС потребовало перейти к конкурсному производству, то есть к продаже активов предприятия. Это может обернуться вообще ликвидацией завода! Вполне можно было до этого не доводить.
Единственный выход сейчас – попытаться выстроить новые отношения с кредитором. И я, и губернатор области выступаем за то, чтобы продлить процедуру внешнего управления, разумеется, с заменой управляющего. Если же договориться не удастся, то мы будем настаивать на том, чтобы предприятие продавалось не по частям, а целиком и чтобы трудовой коллектив его был полностью сохранен. Предстоят переговоры с Министер-ством по налогам и сборам. Я надеюсь, что авторитет губернатора сыграет в этих переговорах положительную роль.
– Каковы планы на будущее развитие района?
– Мы пока недостаточно используем возможности туристического бизнеса. Прошлым летом было 38 заявок на остановку в нашем городе туристических теплоходов. Реально останавливались только восемь, но ясно, что простор для развития этого направления есть. Муниципальный округ не в состоянии делать вложения в отрасль, однако мы надеемся привлечь к участию в развитии туризма предпринимателей. Другая задача на перспективу – газификация левобережной части Тутаева. Сейчас там восемь тысяч человек живут без природного газа, хотя газопровод проходит всего в 20 километрах. Мы ведем переговоры с «Ямалгазинвестом» о включении левобережья в план газификации. Когда это удастся осуществить, наступит бум развития этой части города, и многие социальные проблемы будут решены. Словом, работы предстоит много.