Затянувшаяся зима диктует свои условия. Начало сева, по крайней мере в Нечерноземье, откладывается на пару недель. С одной стороны, есть, так сказать, резерв времени, с другой – из-за поздней весны автоматически сдвинутся и сроки жатвы, а это чревато для зоны рискованного земледелия.
Несмотря на поднятый еще месяц назад шум в СМИ по поводу горюче-смазочной вакханалии на розничном рынке, решение об особом ценовом режиме хотя бы для АПК на период сева и уборки власти пока так и не приняли, поэтому на местах трудностей нынче будет немало.
– Если раньше действовала система дотаций и можно было на нефтебазе по ведомости получить нужное количество горючего, то нынче способ отоваривания горючкой один – за деньги, – говорит зам-главы администрации по сельскому хозяйству Любимского МО Константин Сизов.
Купить ГСМ за деньги при наличии... тотальных арестов банковских счетов очень проблематично. Между тем району на нужды посевной требуется, по самым скромным подсчетам, не менее 200 тонн горючки. Нынче же из-за тяжелой почвы неминуемы дополнительные траты ГСМ.
В условиях измененной системы дотирования, при неуклонном росте цен на минеральные удобрения эту «роскошь» в том же Любимском районе практически ни одно из 19 хозяйств нынче позволить себе не может, за исключением разве что трех из них – «Красный Октябрь», «Вперед» и «Рузбугино», где помимо навоза порой балуют почву и минералкой. В прошлом году вместе с однолетними под зерновыми было занято 4700 гектаров. Нынче из-за сокращения высева однолетних эта цифра будет ужата до 3800 га. За зиму на поля вывезено около 20 тысяч тонн органики. Почвообрабатывающая техника в районе в основном подготовлена с осени, а вот с двигателями для тракторов сложнее. В мастерских хозяйств нет ни условий для качественного ремонта моторов, ни квалифицированных кадров.
На сегодняшний день несколько двигателей из хозяйств района отправлено на ремонт в Ярославское РТП. До посевной ремонтники обещают выполнить заказ. Допустим, с техникой не будет проблем. Однако цены на бензин, удобрения, запчасти (слава богу, они пока отпускаются в лизинг) таковы, что в некоторых случаях затевать посевную просто невыгодно – себе дороже. К примеру, в любимском хозяй-стве «Рассвет», взвесив все за и против, нынче вовсе решили посевную не затевать.
Было бы наивно полагать, что все эти буквально на поверхности лежащие проблемы беспокоят лишь местное начальство. Перечисленные болячки напрямую отражаются на рядовых сельских тружениках. Средняя зарплата у любимского селянина – 1700 рублей. Не надо быть слишком продвинутым, чтобы смекнуть, что при наличии идеального транспортного сообщения с областным центром у любимцев гораздо больше шансов дать тягу по железной дороге или шоссе в направлении более обеспеченной в материальном плане жизни. Что, кстати, и происходит в последнее время.