Суть запатентованного новшества – в использовании витого однострочного корда. Такой корд и раньше был известен в мире, но как использовать его в технологическом процессе, было неясно. Эту задачу и решили ярославские шинники в середине 90-х. Новая технология была внедрена еще при директоре Викторе Воронове и применяется в производстве с 1997 года. С тех пор у завода менялись и хозяева, и директора, а коллектив авторов пока так и не получил вознаграждения.
Точнее говоря, некоторые, подавшие иски раньше других, выиграли дело и деньги получили. Говорят, им повезло – решение суда в их пользу было вынесено как раз в тот момент, когда на шинном в очередной раз меняли директора и заводские юристы в суматохе позабыли подать кассационную жалобу.
Вчера слушалось дело еще пятерых истцов. В принципе и по их иску судья Любовь Березкина уже выносила положительное решение. Но завод подал апелляцию, и областной суд вернул дело на новое рассмотрение.
Шинный завод не отрицает, что должен выплатить автор-ское вознаграждение. Но вот размер?! Инженеры считают, что за семь лет использования их патента завод получил экономическую выгоду в 85 млн. рублей. Их авторская доля – 15 процентов от этой суммы. Плюс поправка на инфляцию. Итого 24 миллиона. У завода же свои расчеты затрат и экономических результатов, связанных с внедрением, по которым выходит, что авторам причитается в общей сложности лишь 780 тыс. рублей. Кто прав?
Сложность заключается в том, что в России в ряде случаев продолжает действовать законодательство советских времен. Но с тех пор смысл таких понятий, как прибыль и себе-стоимость, сильно изменился. Как рассчитать экономический эффект, выгоду от внедрения новшества? Узаконенных четких современных методик не существует. Да и старые весьма туманны. Независимых экспертов нет, все специалисты разводят руками. А главное – четкого договора об использовании патента между коллективом инженеров и заводом тоже нет. По идее такой договор следовало подписать давным-давно, но из-за разногласий по сумме руководители завода тянули время.
Пока длится тяжба, все изобретатели покинули завод. Кто по сокращению, кто по возрасту, кто в добровольно-принудительном порядке.
Слушание дела в очередной раз отложено.