Глобальный проект
Несколько десятилетий выпуск и сервисное обслуживание авиационных двигателей третьего поколения были основными источниками доходов моторостроительного завода. Постепенно силовые установки этого семейства устаревали, сокращалась их востребованность на рынке. Граждан-скому флоту страны стал нужен новый, современный двигатель. Предприятие должно было либо приступить к освоению его производ-ства, либо оставить рынок гражданских авиамоторов. НПО «Сатурн» выбрало первый вариант.
Уровень развития науки и техники не позволяет в одиночку справиться со столь трудной задачей. Мировой опыт успешной реализации подобных программ показывает, что сейчас только в кооперации можно создать авиадвигатель нового поколения. Поэтому НПО «Сатурн» и Snecma Moteurs решили объединить свои усилия. Так появился проект создания двигателя SaM 146 для российских региональных самолетов.
Взаимоотношения НПО «Сатурн» с французскими партнерами строятся по принципу 50 на 50 процентов. Это касается всех сторон сотрудничества – от инвестиций до производства, продаж и получаемой прибыли. Окончательная сборка и испытания будут проходить в Рыбинске.
Проект имеет большое значение как для завода, так и для России в целом. Во-первых, это последний шанс для страны вернуться на мировой рынок гражданских авиадвигателей. Во-вторых, обеспечивается загрузка предприятия на 25 – 30 лет, создаются сотни новых рабочих мест. И наконец, программа принесет значительный доход.
В октябре прошлого года НПО «Сатурн» и Snecma Moteurs учредили совместное производственное предприятие «ВолгАэро».
Мировой уровень во всем
«ВолгАэро» разместилось в производственном корпусе площадью более 11 тысяч квадратных метров. Его строительство велось в соответ-ствии с мировыми стандар-тами.
– Учитывалось все, вплоть до дизайна интерьера и цветовой гаммы, – рассказывает Анатолий Зеленцов, генеральный директор СП. – Например, казалось бы, чего проще – коридор, мы все привыкли к прямой «унылой» линии. Наши французские коллеги предложили сделать «ступенчатый» коридор, и сразу же изменился характер восприятия окружающей обстановки. Причем такое решение функционально: в коридорных нишах будет установлена оргтехника.
Общую цветовую гамму было решено сделать светлой, включая даже пол в производ-ственных помещениях, что создает впечатление свежести, чистоты. И это не мелочь: от того, в каких условиях работает человек, во многом зависит качество его труда. В корпусе устанавливается более ста наименований оборудования, среди них 25 многофункциональных станков с числовым программным управлением. Монтаж и пусконаладочные работы первой партии уже начались.
– Мы создаем компанию мирового уровня, – отметил Жан-Жак Буланже, исполнительный директор «ВолгАэро». – Поэтому все оснащение самого высокого класса.
Стоимость одного станка достигает нескольких сотен тысяч долларов.
Главное – люди
«Персонал – наша главная ценность» – таков один из основных корпоративных принципов «ВолгАэро». По мнению Анатолия Зеленцова, все начинается с персонала и все заканчивается на персонале:
– Любой уважающий себя предприниматель будет вкладывать средства не только в технологии, оборудование и т. д. Прежде всего он будет вкладывать деньги в людей.
Объясняется все просто: создать высокотехнологичный продукт, каким является авиационный двигатель, могут только высокопрофессиональные рабочие, инженеры и управленцы.
В ближайшие десять лет мир изменится больше, чем за предшествующие пятьдесят. Постоянно усложняются требования к выпускаемой продукции. Достичь нового качества сможет только та компания, персонал которой высокопрофессионален и мобилен, где есть специалисты, способные к инновационному, творческому мышлению.
Желающие работать в СП проходят тщательный отбор. Критериев несколько, прежде всего профессионализм. Так как компания «ВолгАэро» относительно небольшая, то для обеспечения стабильности ее работы требуется взаимозаменяемость сотрудников. Предпочтение отдается людям, освоившим несколько специальностей.
– У нас должен быть коллектив, состоящий как из опытных, так и из молодых специалистов, готовых перенимать опыт и учиться новому, – объясняет Анатолий Зеленцов. – Опыт, конечно, очень важен, но обратная его сторона – консерватизм. Человеку, много лет проработавшему, сложно порой избавиться от имеющихся привычек, взглядов на те или иные вещи. Когда мы отбирали людей со стажем, то в первую очередь обращали внимание на тех, кто способен учиться, приобретать новые знания, творчески мыслить. «Волг-Аэро» нужны специалисты, способные преодолевать конфликт между новыми требованиями рынка и стереотипами старого мышления.
Корпоративные ценности
– Мы следуем ряду корпоративных ценностей, которые в свое время были привиты на Snecma Moteurs и которые сейчас очень важны для организации эффективной работы нашего совместного предприятия, – рассказывает Жан-Жак Буланже. – Основных корпоративных ценностей несколько. Первая, особенно важная лично для меня, – выполнять все свои обязательства и обещания. Это крайне важно, потому что, когда мы начнем поставлять детали двигателя для семейства самолетов RRJ, без этого будет просто невозможно работать. Создание двигателя, работа с заказчиком – длинная цепочка, каждое звено которой должно быть надежным, каждый должен выполнять свои обязательства. Без этого современный успешный бизнес не может существовать.
Вторая ценность – направленность на клиента. Потому что клиент – это все. Кто платит в конечном итоге нам зар-плату? Благодаря кому мы получаем прибыль? Клиенту. Мы должны во всем ориентироваться на его потребности.
Третий и главный принцип – каждый человек важен для нашей компании. Персонал – это наш главный ресурс, главная ценность.
Четвертый принцип – мы должны быть профессионалами во всем.
И наконец, последний из корпоративных принципов – стимулирование и поощрение инициативы, инновационного подхода. В нашей компании работает не так много людей, поэтому очень важно, чтобы на каждом уровне каждый человек был инициативен, способен предложить что-то новое, повышающее эффективность нашего труда.
Безусловно, ценности компании основываются на общечеловеческих ценностях. Может быть, поэтому совет директоров «ВолгАэро» перечислил в фонд помощи пострадавшим от цунами в Юго-Восточной Азии тысячу евро.
Из чего складывается зарплата?
В «ВолгАэро» внедряются не только особые принципы корпоративной культуры и менеджмента, но и особая политика формирования заработной платы. Зарплата каждого работника состоит из трех частей: первая часть – базовая, которая определяется имеющимся опытом, знаниями, квалификацией. Вторая – мотивационная, которая зависит от того, как человек осваивает новые специальности, английский язык и т. д. Третья – за инновации, предложения, новые идеи.
– Иными словами, – поясняет Анатолий Зеленцов, – первая часть заработной платы – наиболее консервативная и долгосрочная, она отражает базовый уровень специалиста. Вторая часть – среднесрочная, оценивающая, что человек приобрел, работая в нашей компании, какую профессию освоил, какими знаниями овладел. Третья – самая кратко-срочная, отвечающая за успехи человека сейчас, сегодня. Этот подход был опробован в других фирмах и компаниях. Нам важно, чтобы человек был универсален как специалист, постоянно совершенствовался, приобретал новые знания и навыки, мог в любой момент заменить своего коллегу, который ушел на больничный или в отпуск.
В новом СП много необычного для людей, привыкших к «стандартам» работы на российских промышленных предприятиях.
– Первое время люди, пришедшие к нам, – рассказывает Олег Лисин, директор по персоналу «ВолгАэро», – ходят немного «очумевшие». Они, во-первых, не верят, что сюда попали, во-вторых – что это все продлится долго. Потом поне-многу «оттаивают», привыкают.
Раскрутить маховик
– Создание любого производственного предприятия – дело непростое, – подчеркнул Анатолий Зеленцов, генеральный директор «ВолгАэро». – Я всегда сравниваю этот процесс с раскруткой маховика. Приходится решать массу организационных и технических задач.
Решаются эти задачи на самом высоком уровне. Особое внимание в СП будет уделено разработке и построению системы качества, которая охватит все процессы. Обязательно предусмотрено проведение процедуры одобрения этой системы на соответствие международным стандартам. Управление и планирование производ-ства будет основано на широком применении информационных технологий. Все инженерные рабочие места оснащаются персональными компьютерами, объединенными в единую сеть, что позволит в режиме реального времени видеть весь процесс, начиная от разработки технологий, подготовки, оснащения и одобрения производ-ства до планирования и «запуска-выпуска» деталей в серийное производство. Это даст возможность с большей степенью гарантировать выполнение работ в срок и оптимизировать затраты. Реальное производство должно стартовать уже совсем скоро: в первом квартале 2005 года планируется начать выпуск продукции.
– Мы уверены в своем успехе, потому что испытываем серьезную поддержку со стороны своих материнских компаний – НПО «Сатурн» и Snecma Moteurs, – подчеркнул Жан-Жак Буланже. – У нас будет компания мирового уровня!