– Анатолий Иванович, чем будет заниматься ОАО «Ярославская сбытовая компания», какие у нее функции?
– Вы знаете, «Ярэнерго», как монополист, занималось сразу всем: и производством, и продажей, и передачей энергии. Одна из задач реформирования электроэнергетики состоит в том, чтобы отделить один вид бизнеса от другого. Наш бизнес – в реализации энергии потребителям. ОАО «Ярославская сбытовая компания» является правопреемником бывшего филиала «Ярэнерго» «Энергосбыт». Единственное отличие вновь созданной компании от филиала заключается в том, что в нашем ведении осталась продажа электроэнергии. Вопросы теплоснабжения и сбора платежей за потребленное тепло сосредоточены в руках «Ярославской энергетической компании». В остальном никаких изменений не произошло: юридический адрес ЯСК и ее месторасположение – преж-ние.
– Не успев начать работу, «Ярославская сбытовая компания» сразу столкнется с двумя серьезными проблемами, не так ли?
– Вы абсолютно правы. Я бы даже назвал их двумя большими группами проблем. Первая из них – это финансовые риски, связанные с системой неплатежей. Неплатежи – явление, которого по определению не может быть в рыночных условиях работы. Но наши реалии таковы, что они существуют. Я имею в виду, прежде всего, долги со стороны бюджетных организаций и предприятий ЖКХ. Именно из-за них часто возникали конфликт-ные ситуации, которые могли привести к росту социального напряжения. Для решения этой группы проблем руководство Ярославской области вместе с энергетиками предприняли определенные шаги. Перед главами всех муниципальных образований поставлена задача – строго контролировать прохождение платежей. В нашей прошлой практике имелись случаи, когда местные власти использовали целевые сред-ства, выделяемые на энергоснабжение, не по назначению. Теперь каждый муниципальный округ в своем бюджете обязан заранее на год вперед определить долю затрат за потребление электроэнергии. Если это решение будет выполняться, а расходование средств жестко контролироваться, проблема разрешится сама собой.
– А вы готовы прибегать к ограничениям в подаче элект-роэнергии злостных неплательщиков?
– Только в самых крайних случаях. Хотя эта мера очень действенна, мы не планируем ее применять. Работа «Ярославской сбытовой компании» будет строиться таким образом, чтобы понятия «отключения» и «ограничения» вышли из обихода и сознания потребителей. Ведь эти меры снижают сбытовую полезность энергетической отрасли. Зачем ограничивать доступ к продукции, в реализации которой мы заинтересованы? Это просто нелогично. Для того, чтобы услуга, которую мы предоставляем, оплачивалась полностью и своевременно, «Ярославская сбытовая компания» будет работать индивидуально с каждым потребителем. В то же время мы надеемся на то, что и потребители будут идти нам навстречу, проявляя сознательность и дисциплинированность.
– А в чем заключается вторая группа проблем?
– Это проб-лема так называемого перекрестного субсидирования. Ни для кого не секрет, что промышленные потребители несут на себе долю затрат по тарифам, которые установлены для населения и бюджетных организаций. Тарифы для населения значительно ниже реальной, экономически обоснованной цены электрической энергии. Это значит, что тариф, который должен быть большим, по политическим соображениям делается низким, с целью избежать социальных волнений. Проблема перекрестного субсидирования, или «перекрестки» – это болезнь перестройки. В советские времена перекрестного субсидирования не было. Были экономически обоснованные тарифы, когда промышленные предприятия платили в 2 раза меньше, чем население.
Чем эта проблема грозит нам? Без сомнения, уходом крупного промышленного по-требителя от нас к другой сбытовой компании, не связанной обязательствами по отношению к бюджетной сфере и населению. Этот уход чреват одним – мы, сбытовики, напрямую будем нести серьезные финансовые убытки. На сегодня есть два выхода из сложившегося положения. В первом случае сбытовая компания не препятствует уходу крупного промышленного потребителя к другому поставщику. Но тогда администрация Ярославской области должна финансово компенсировать то, что теряют сбытовики. Однако подобное решение ни один региональный бюджет не выдержит. Второй вариант прорабатывается на уровне федерального правительства, а его инициатором выступает РАО «ЕЭС России». Решение вопроса должно касаться всей Российской Федерации, а не отдельных регионов. То есть потери сбытовиков будут компенсироваться из федерального бюджета.
– На «Ярославскую сбытовую компанию» возложена теперь и новая функция – гарантирующего поставщика. В чем она заключается?
– Если быть точным, то она появится у нас в середине первого полугодия. Полученный статус будет обязывать нас гарантированно снабжать электроэнергией любого обратившегося к нам потребителя, невзирая на его платежеспособность. Но одновременно будут определены и некоторые финансовые обязательства государства. Органы государственной власти должны обеспечивать гарантированную оплату электропотребления всех своих бюджетных и бюджетозависимых организаций. Вот только когда эти два условия – обязанности сбытовой компании и ответственности государственных органов власти – будут выполняться, сбытовики смогут эффективно и качественно работать!
– И такой немаловажный вопрос: как будет строиться работа ЯСК с перепродавцами энергии?
– В этом направлении мы видим расширение рынка сбыта, учитывая уход больших промышленных потребителей. Во-первых, мы будем переводить на прямые договоры всех субабонентов, которые покупают электроэнергию у крупных абонентов. Тем более, что по закону «Об электроэнергетике» все крупные перепродавцы должны тоже «распаковаться» и перейти на прямые договоры с энергоснабжающими предприятиями. Вторая клиентская база, от которой будет зависеть развитие сбытовой компании, – это работа с предприятиями ЖКХ, оптовыми потребителями-перепродавцами энергии. Следует отметить, что практически все жители крупных городов нашей области оплачивают электроэнергию через посредников. В Ярославле и Рыбинске, например, – это местные горэлектросети. Они управляются городскими властями, и именно из-за неплатежей с их стороны чаще всего возникали конфликтные ситуации. Мы хотим забрать у этих перепродавцов функции сбыта. В этом случае можно абсолютно точно увидеть, кто на самом деле не платит: конечный потребитель или перепродавец. Нужно сказать, что еще филиал «Энергосбыт» в нескольких районах успешно работал с потребителями напрямую. Могу назвать Пошехон-ский, Некрасовский, Некоуз-ский, Ростовский муниципальные округа. И сейчас мы решаем вопрос по Гаврилов-Яму. Перепродавцам оставляются функции транспорта, передачи энергии по их сетям. Думаю, такая система гораздо эффективнее, прозрачнее и понятнее для всех.
* * *
Наша справка
«Ярославская сбытовая компания» является правопреемником бывшего энергосбытового филиала «Ярэнерго». «Энергосбыт» был создан в 1936 году. В 1982 году статус предприятия был изменен, его функции расширились, а само оно было переименовано в «Энергонадзор». В 1996 году филиал вновь получил прежнее название. Благодаря налаженной и четкой работе «Энергосбыта» в нашей области удалось избежать энергетических кризисов. А потребители стали воспринимать энергию не как социальное благо, а как полноценный товар, за который нужно вовремя платить.