Трижды за последние два года был в командировке в Белоруссии, на одном из станкостроительных заводов Витебска. Ездил на городском транспорте, покупал продукты, общался с рабочими, инженерами и руководителями завода и постоянно завидовал белорусам. Город очень чистый, на улицах нет не только террористов, но и собак, из-за множества которых в Ярославле пришлось отказаться от утренних пробежек. (За 10 дней в Витебске встретились лишь два человека с небольшими собачками на поводке.) Зарплата инженеров примерно равна моей, пенсии в два с лишним раза выше, чем у нас, цены на продукты немного, но ниже, общественный транспорт в три раза дешевле, несмотря на более дорогой бензин. «Автогражданка» в Витебске введена лет пять назад и в три раза дешевле, чем в Ярославле. Провести «прихватизацию» не дает президент Лукашенко.
Под впечатлением пребывания в Белоруссии пишу это письмо, которое, наверное, никогда не будет напечатано.
Чашу терпения людей переполнила пресловутая монетизация, но и все предыдущие реформы и законы были направлены против бедных и в пользу богатых.
Налоговая реформа отменила весьма справедливую прогрессивную шкалу налогообложения, наивно надеялись, что бизнес «выйдет из тени», но даже те бизнесмены, которые баллотируются в Думу и подают декларацию о доходах и имуществе, не смущаясь заявляют (по данным газеты «Северный край») о годовом (!) доходе менее 10 тыс. рублей и наличии у них двух-трех дорогих автомобилей. Когда же я несколько лет назад покупал «Москвича» за пять (не за 1000) своих годовых зарплат, пришлось объясняться в налоговой инспекции, где же я взял такую уйму денег.
Понимаю, что «черный нал» ликвидировать сложно, но хоть что-нибудь предпринимать надо – например, установить отдельный реальный МРОТ в 5 – 6 тыс. рублей для внебюджетных всевозможных ЧП, ООО, АО, чтобы не было, как сегодня: стоимость единого проездного билета в Ярославле 720 рублей, а МРОТ – 600 рублей. До перестройки минимальная зарплата была 60 рублей, а проездной билет стоил 2 рубля.
Налоговой реформой были введены одинаковые ставки подоходного налога для бедных и богатых, а при страховании автогражданской ответ-ственности пошли еще дальше – с бедных берут на 40 процентов больше, чем с богатых. Богатый ездит на машине круглый год, бедный на старом «жигуленке» советских времен – только летом, потому что бережет машину, экономит на бензине, а страховка за 6 месяцев составляет не половину, а 0,7 годовой.
Реформой ЖКХ почему-то называют беспредельный рост квартплаты, рост числа начальников в РЭУ и ДЕЗах при одновременном ухудшении качества обслуживания. Додумались до того, что в РЭУ установили приемные часы, то есть деньги берут, а проблемами своими просят не беспокоить. При такой «реформе» конкуренция в сфере ЖКХ, наверное, возникнет, но это будет конкуренция вампиров. И так будет всегда, если плату взимать за виртуальный перечень услуг, а не за конкретную выполненную работу. А вот если составляющую квартплаты за ремонт и обслуживание жилья отменить вовсе, предоставив жильцам право жить в обшарпанном подъезде, или ремонтировать его за свой счет, или красить самим, только тогда и возникнет конкуренция.
В заключение хочу выразить благодарность супруге президента Путина за то, что остановила очередных «реформаторов», замахнувшихся на русский язык: хотели всех нас еще и неграмотными сделать. Но кто остановит зура-бовых?
Ю. БАЛАНДИН, инженер.