Сейчас трудно представить, что всего лишь десять лет назад время дальнейшей жизни завода измерялось днями и часами. Его ожидала горькая участь многих родственных предприятий в Петербурге, Тамбове, Омске, Волгограде, Днепропетровске, которые не выдержали конкуренции с западными производителями оборудования для шинной промышленности, разделились на массу мелких обществ, перепрофилировались, а то и просто перестали существовать.
– Сегодня, в канун Дня машиностроителя, – подчеркнул в начале нашей беседы исполнительный директор Владимир Симонов, – я хочу особо отметить, что наше акционерное общество выжило и развивается с хорошей перспективой благодаря основному ядру коллектива – квалифицированным рабочим и специалистам. В самое трудное время вхождения в рынок они вытерпели массу лишений – задержку зарплат, остановки производства – но не покинули предприятие. Спасибо их выдержке, напряженному труду, результат которого налицо. Это стабильный курс на рост выпуска и совершенствование качества машин, станков и оснастки для российских шинных заводов, зарубежных потребителей.
– Владимир Иванович, известно, что практически все отечественное машиностроение при вхождении России в новую экономическую систему оказалось наиболее уязвимым, неготовым к конкуренции. Но «Ярполимермаш»-то был передовым предприятием области, строил новые цеха, закупал современное оборудование. Почему и он не избежал потрясений, больших потерь кадров, раздела активов между собственниками?
– Тому были объективные причины. Наше предприятие, хотя и машиностроительное, очень специфическое. С момента создания в качестве механического завода Ярославского резиново-асбестового комбината оно сориентировано строго на один сектор экономики – шинную промышленность.
Но и в этом секторе раньше была специализация. Ярослав-скому заводу было дано направление на выпуск вальцов, сборочного оборудования, резательных машин для корда и заготовок, пресс-форм и оснастки. На нас работал целый комплекс, по существу, научно-производственное объединение. Отраслевой институт Ярослав-ский НИИшинмаш создавал идеологию машиностроения, опытные образцы выпускал завод опытных машин, а массовый выпуск продукции был на «Ярполимермаше». У нас производилось до 100 единиц в месяц сложного технологического оборудования и до двух тысяч в год пресс-форм. На проходной всегда очередь стояла из специалистов и снабженцев с шинных заводов. Продукция шла нарасхват. Революционные перестроечные годы изменили ситуацию с точностью до наоборот.
Заказов не стало, завод повсюду искал потребителей. Объемы мгновенно упали в разы. Шинники страны обдумывали, какую нишу занять, как конкурировать с зарубежными производителями. В девяностых годах они активно изучали рынок оборудования, которое предлагали Германия, Франция, Япония, США, Малайзия.
Стало ясно, что путь, выбранный шинной промышленностью в СССР, не вел к лидер-ству на мировом рынке. Партнерство с такими машиностроительными предприятиями, как наше, шинники окончательно признали неперспективным. Сегодня можно констатировать, что только куст ярославских предприятий остался более работоспособным, хотя объемы вы-пуска продукции до 1990 года и сейчас, конечно, несопоставимы.
Нашему заводу не хватило всего двух лет, чтобы реконструировать производство полностью и войти в рынок оснащенными более современной техникой. Кроме того, в стране началась эпидемия неплатежей. А мы в ней стали, как говорят, самыми крайними. Основную денежную массу на рынке при расчетах за шины, естественно, оставляли себе торговцы, потом они рассчитывались с шинниками, и только после этого шинники расплачивались с нами.
В конкуренции с тем потоком оборудования, который пошел в Россию из стран Запада и Востока, мы могли выиграть только более выгодным соотношением цены и качества. Это было единственным преимуществом, которое и позволило выстоять, сохранить завод. Но ценой лишений и выдержки. Те, кто тогда остался на заводе, работают и сейчас.
– Конкуренция с зарубежными фирмами и сейчас остается очень трудной и острой?
– Она такой будет всегда, с тех пор как мы стали страной, открытой для мирового рынка. Но кое-что изменилось в психологии наших отечественных потребителей. Шинники поняли, что свое производство они не смогут сохранить, если будут ориентироваться только на зарубежное оборудование. Негде взять такие огромные инвестиции. Только отечественные предприятия могут дать им какую-то основу для поддержания работоспособности.
– Когда вы почувствовали, что стабилизация в работе вашего акционерного общества уже необратима?
– Подъем наметился три года назад. Компания «Татнефть» инвестировала в течение 2002 – 2003 годов в предприятие 200 млн. рублей на модернизацию производства. Наиболее ответ-ственные финишные операции были оснащены самым современным высокоточным оборудованием. Благодаря этому стал возможен выпуск модернизированных станков для сборки шин, их вулканизации в автоматическом режиме без затрат физических усилий. Мы оснащаем наши изделия системами управления с мировыми брэндами «Сименс», «Фесто», «Мицубиси». Поэтому и спрос растет. В 2002-м мы выпустили продукции на 159 млн. рублей, на следующий год – на 229 миллионов, в 2004-м – на 330 миллионов. В этом году ожидаем выпуск на 400 млн. рублей.
– Как это сказывается на условиях работы коллектива, его заинтересованности?
– Два года назад средняя зарплата была очень скромной – 4,5 – 5 тысяч рублей. Сегодня она около 7,5 тысячи. А по основным рабочим и специалистам – порядка 10 тысяч рублей. Рабочие высшей квалификации сейчас зарабатывают до 15 тысяч в месяц.
– Почти все руководители Ярославских машиностроительных предприятий сетуют на недостаток кадров именно высокой квалификации.
– Мы не исключение. Кроме того, у нас в производстве много точного литья, а в области никто не готовит литейщиков. Сталеваров, формовщиков, слесарей по обработке пресс-форм, токарей-универсалов, фрезеровщиков мы готовим на заводе, создав систему наставничества. А система эта опирается на ядро коллектива, которое удалось сохранить. Мы восстановили и регулярно обновляем Доску передовиков производства. Многие из тех, чьи имена занесены на нее, работают на заводе по 25 – 35 и более лет и готовят молодую смену. Это токари-универсалы Валентин Коробов, Николай Соловьев, которые могут изготовить практически любую деталь. Это сверловщик на изготовлении пресс-форм Владимир Ворошилов. Хочу отметить и слесаря-ремонтника производства пресс-форм Павла Воронина, модельщицу чугунно-литейного цеха Галину Вострякову, начальника конструктор-ского отдела, через который проходит все нестандартное, уникальное оборудование, Вениамина Зайцева, конструктора отдела главного металлурга Юрия Горлова, механика производства пресс-форм Юрия Хренова.
Их и всех наших рабочих и специалистов хочу поздравить с праздником – Днем машиностроителя, пожелать успехов в работе, а молодым – в росте профессионального мастер-ства, в зарабатывании на хорошую, достойную жизнь, благополучия вашим семьям, уверенности в будущем!
//Записал Андрей СОЛЕНИКОВ.