Основу стандартизации составляют документы, которые устанавливают характеристики продукции, правила выполнения процессов ее производ-ства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Практически стандарты охватывают весь жизненный цикл продукции. Кроме того, они могут содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке и правилам их нанесения.
15 сентября 1925 года Советом Народных Комиссаров СССР было принято решение о введении государственной стандартизации в нашей стране и создании Комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны.
Вот уже почти 80 лет стандартизация является основой технического регулирования и вносит весомый вклад в развитие экономики страны, защиту окружающей среды и законных интересов граждан.
Отечественная стандартизация прошла большой и сложный путь – от отдельных разрозненных мероприятий, проводимых различными ведом-ствами, до построения и развития общегосударственной системы, охватывающей все отрасли хозяйства на всех уровнях управления.
В годы индустриализации страны, когда в промышленность пришли тысячи малообразованных рабочих и наскоро подготовленных инженерно-технических работников, стандарты были носителями технической культуры. В предвоенные годы большое внимание уделялось типизации машин и их унификации. Были утверждены стандарты на типы, основные размеры и нормы точности металлорежущих станков и на электроаппаратуру. Разработанные стандарты на различные виды инструмента обеспечивали экономию металла и сокращение отходов при их изготовлении.
В целях повышения значимости государственных стандартов СССР в 1940 году им был придан статус закона и повышена ответственность за несоблюдение требований, установленных этими документами.
Неоценимую роль стандартизация сыграла в годы Великой Отечественной войны. Единые государственные стандарты помогли быстрому переводу промышленности на военные рельсы. Стандартизация содействовала не только развитию производства военной продукции, она также была направлена на восстановление народного хозяйства и организацию выпуска металла, машин и других изделий в освобожденных от врага районах.
Всего за годы войны было утверждено свыше 2200 стандартов и пересмотрено 1270 действующих. При этом особо следует отметить, что стандарты оценивались с точки зрения их оборонного значения и возможности применения в послевоенный период.
В послевоенные годы возможности стандартизации широко использовались для мирного развития экономики и ускорения технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.
Высокие темпы научно-технического развития, возрастающие объемы работ по стандартизации привели к необходимости создания государственной системы стандартизации. Вопрос о создании такой системы впервые был сформулирован в постановлении Правительства от 11 января 1965 года, которое называлось «Об улучшении работ по стандартизации». При этом повышалась ответ-ственность министерств и ведомств за научно-технический уровень стандартов, за своевременность их обновления. Широкое участие научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций в проведении работ по обновлению стандартов создавало условия для всемерного повышения их научно-технического уровня.
В целях достижения организационно-методического единства при планировании и организации разработки стандартов, а также для анализа и контроля выполнения работ по стандартизации был установлен единый порядок и стадии разработки, согласования, утверждения и издания стандартов всех категорий и видов.
Признавалось целесообразным в течение пяти лет производить пересмотр и обновление всех действующих стандартов.
Государственная система стандартизации позволила перейти от разработки отдельных стандартов к разработке систем стандартов, направленных на решение крупных народнохозяйственных проблем. К таким системам относятся: Единая система конструкторской документации, Единая система технологической подготовки производства, Система стандартов безопасности труда, Система стандартов по охране окружающей среды и др. Кроме того, предусматривалось обеспечение опережающего проведения работ по стандартизации сырья, материалов, комплектующих изделий, качество которых оказывает решающее влияние на технико-экономические характеристики, надежность и долговечность машин, приборов, средств автоматизации и других изделий.
На базе ведущих научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро в стране была создана сеть технических комитетов (ТК) по разработке стандартов. В нашей области в настоящее время функционируют четыре технических комитета. В их числе: в ОАО «ТИИР» создан ТК-73, в ГУ ВНИИМС – ТК-187, в АООТ «ЯрНИИ ЛКП» – ТК-385, в АО НПП «Ярсинтез» – ТК-365. Технические комитеты ТК-73, ТК-187 и ТК-385 имеют статус межгосударственных.
Разработка стандартов проводилась в соответствии с планами государственной стандартизации. Реализация этих планов находилась под контролем Госстандарта и его центров стандартизации, метрологии и сертификации. Кроме того, они контролировались заинтересованными предприятиями и организациями соответ-ствующих отраслей.
Специалисты федерального государственного учреждения «Ярославский центр стандартизации, метрологии и сертификации» не только контролировали выполнение планов стандартизации и соблюдение требований действующих стандартов, но и принимали и принимают активное участие в обсуждении проектов разрабатываемых стандартов.
Проекты государственных стандартов широко обсуждались специалистами и научно-технической общественностью таких предприятий, как объединение «Автодизель», Ярославский шинный завод, электромашиностроительный завод, предприятия лакокрасочной продукции и многие другие.
Выстроенная таким образом система стандартизации даже при отсутствии конкуренции позволила поддержать приемлемое качество отечественной продукции, а в некоторых областях – занимать передовые позиции в мире.
В прошлые годы требования советских стандартов носили обязательный характер. На их обложках была надпись: «Несоблюдение стандарта преследуется по закону».
С принятием федерального закона «О техническом регулировании» произошли серьезные изменения в области стандартизации. Документы, составляющие ее основу, стали называться национальными стандартами – вместо привычных ГОСТов (государственных стандартов). Конкретизированы ее цели, существенно изменены принципы, сокращен перечень документов, используемых в сфере стандартизации.
Важнейшей целью стандартизации на современном этапе и ближайшую перспективу является повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, обеспечение сохранности имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества. Не менее важно обеспечение экологической безопасности, поддержание нормальных условий для обитания животных и сохранения растений.
На стандартизацию возлагается повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций, обеспечение научно-технического прогресса. Она по-прежнему должна содействовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции, рациональному использованию ресурсов, технической и информационной совместимости. Документы в области стандартизации призваны содействовать соблюдению требований технических регламентов.
Закон «О техническом регулировании» определил принципы стандартизации. В их числе добровольное применение стандартов. При разработке национальных стандартов максимально должны быть учтены законные интересы юридических и физических лиц. Основу разработки стандартов должны составлять международные стандарты, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным.
В разрабатываемых стандартах недопустимо устанавливать такие показатели, которые создают препятствие производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения целей стандартизации. Недопустимо применение стандартов, которые противоречат техническим регламентам.
Законом «О техническом регулировании» установлен семилетний переходный период от системы технического регулирования, основанной на стандартах, к системе, основанной на технических регламентах, принимаемых в виде законов.
Проведение реформ в области стандартизации связано с созданием условий для снижения технических барьеров в торговле, что отвечает стратегическим задачам России по участию в международной торговле.
Таким образом, отечественная стандартизация отмечает свое 80-летие в условиях обновления и совершенствования, внося весомый вклад в укрепление экономики России и повышение благополучия россиян.
//Алексей ЧИРКОВ, директор федерального государственного учреждения «Ярославский центр стандартизации, метрологии и сертификации», академик Академии проблем качества, кандидат технических наук.