В прошлом году 758 работников часового завода, уволенных по сокращению штатов, встали на учет в районном центре занятости населения. В январе – июле нынешнего года к ним добавились еще 77 человек. В сентябре – ноябре ожидается увольнение 118 человек непосредственно из ОАО «Часовой завод «Чайка» (занимается в первую очередь сборкой часов), 22 сотрудников – из ООО «Сбыт» (продажа часов) и около 420 – из ООО «Технология» (сейчас это основное производство). На всех трех предприятиях после таких кадровых рокировок останется около двух тысяч специалистов.
– В первую очередь увольнение ожидает женщин 40 – 50 лет, – говорит заместитель директора центра занятости населения Угличского муниципального района Юлия Тихомирова. – Сегодня у нас даже помещений нет, где мы могли бы принять всех желающих. Найти другую работу для сокращаемых будет проблематично.
С ней согласна и председатель координационного совета профсоюзов Углича Нина Бутова:
– У нас в городе нет ни одного предприятия, на которое можно было бы устроиться безработной женщине после 40 – 45 лет. В торговле и своих кадров хватает. В новые гостиницы, которые сейчас строятся, персонал вроде как подобран.
На сегодняшний день на бирже труда в Угличском муниципальном районе стоят 876 человек, уровень безработицы составляет 2,8 процента. Правда, летом многие трудоустроены временно, на сезонных работах. В ноябре начнется приток безработных, которые встают на учет в расчете на получение пособия или досрочной пенсии.
– Многие просто уезжают на заработки в Москву. Даже женщины вынуждены искать работу в других городах, оставляя мужчин заниматься детьми. Но ничем хорошим это не заканчивается – распадаются семьи, – говорит Нина Бутова.
Собственники предприятий в свою очередь утверждают, что вынуждены идти на подобный шаг. При этом они ссылаются на непомерные налоги, господство на часовом рынке России и мира дешевой азиатской продукции и – как следствие – постоянное сокращение объема продаж.
– Китайские часы как стоили семь лет назад 5 долларов, так и сегодня стоят, а у нас себестоимость единицы продукции за это время выросла с 4 до 8 – 9 долларов за штуку, – говорит Валерий Стексов, совладелец и председатель совета директоров ОАО «Часовой завод «Чайка». – Понятно, что какая-то ниша на рынке у «Чайки» останется, но за последний год она сократилась в 2,5 раза. Сейчас завод продает 40 – 50 тысяч штук часов в месяц, год назад удавалось реализовать 100 – 120 тысяч, а в советское время – 500 тысяч штук. На производственной площадке «Чайки» мы создали ряд предприятий, которые независимы от основного и выпускают различные виды продукции. Там есть потребность в рабочих кадрах, и часть людей сможет получить работу. Поэтому сокращение будет существенно меньше, но насколько – я сказать не могу.
Владельцы завода не только сокращают людей, но уже выставили на продажу производственные площади по цене 100 долларов за 1 кв. м. Но покупателей на них пока найти не смогли. Продавать весь бизнес они не планируют, как и закупать новое оборудование. Предприятие имеет долги по выплате зарплаты работникам, а также ходит в должниках перед банками. Общий долг «Чайки» перед Внешторгбанком и Московским индустриальным банком составляет около 120 млн. рублей. Это сопоставимо с четырехмесячной выручкой завода. При этом претензии работников, местной власти и проф-союзов в том, что сам менеджмент виновен в кризисе, соб-ственники отвергают, ссылаясь на недальновидную политику государства.
– У нас производственная база с советских времен не обновлялась, поэтому без под-держки со стороны государ-ства модернизировать ее нам очень сложно, – сетует Валерий Стексов. – Но правитель-ству, видимо, наплевать на то, что кризис в часовой промышленности достиг уже государ-ственного масштаба.
Председатель профкома ОАО «Часовой завод «Чайка» Николай Павлов считает, что руководство предприятия не приняло достаточных мер к выходу из кризиса. При этом уверен, что в дело давно должна вмешаться местная и областная власть.
– Если даже есть один шанс из тысячи на возрождение завода, то его следует использовать. Нужно в людях поддерживать веру в будущее, – говорит он. – А пока у всех отвратительное настроение.
Между тем рабочие не участ-вовали в митинге, который месяц назад организовали в Угличе политические партии. Они просто побоялись, что их за это не возьмут ни на одно предприятие, посчитав потенциальными смутьянами. Вот так проявляется в малом городе оскал капитализма.
Владимир Орфаницкий, председатель союза предпринимателей Углича, говорит, что до сих пор сокращаемые с «Чайки» люди устраивались на частные предприятия.
– Многие специалисты часового производства, которые ушли с завода, открыли свои небольшие фирмы и успешно работают, – утверждает он. – Я считаю, что руководство «Чайки» также виновато в сложившемся положении дел, оно неправильно действовало на рынке, не боролось с левым производством. В итоге самое крупное в городе предприятие, где когда-то работало 10 тысяч человек, сегодня оставляет желать лучшего.
Глава Угличского муниципального округа Элеонора Шереметьева говорит, что сейчас у местной власти практически нет рычагов воздействия на частный бизнес.
– Несколько лет назад администрация Углича принимала меры по спасению завода. В 2000 году было введено внеш-нее управление, и в этот период не только не было сокращений рабочих, но росла их зар-плата, часовщики работали в две смены, и производство часов увеличивалось. Однако прежнее руководство «Чайки» через суд отстояло свои права на предприятие. И сегодня у собственников завода одна дилемма – либо сокращение рабочих, либо закрытие производства.
Собственники завода и местная власть уповают на ярмарку вакансий, которая пройдет в середине сентября, и прог-раммы обучения безработных предпринимательской деятельности. Однако в центре занятости нам признались, что пока не готовы к тотальному переобучению женщин 40 – 45 лет – часовщиков и сборщиков на «малых бизнесменов». А микрокредитование переученных безработных для разработки бизнес-плана и открытия собственного дела вообще в Угличе не востребовано.
То, что случилось на «Чайке», может повториться и в других муниципальных округах. В области немало подобных градообразующих предприятий, которые сегодня резко сократили объемы производства и численность работников. И власти пора выработать программу действий для предотвращения подобных ситуаций.