Жилищная неустроенность старших товарищей влияет и на поведение будущих офицеров: ежегодно порядка 10 тысяч выпускников военных вузов отказываются идти в армию, не желая разделить участь старых офицеров. Не видя перспективы получения жилья, около 80 процентов младших офицеров, как показывают социологические опросы, не намерены «трубить до упора», поскольку не уверены, что на финишном конце бесконечной армейской лямки получат полагающиеся им по закону жилые квадратные метры.
Между тем существует федеральная программа «Жилье», а в ее состав входит подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты» (ГЖС). Действовать она начала в 1998 году. С тех пор новые квартиры при помощи ГЖС получили чуть больше 60 тысяч семей военных, завершивших службу. Желающих было гораздо больше, но на всех бюджетных денег не хватало.
В Ярославле очередь претендующих на получение жилья офицеров семь лет назад достигала 2000 человек, и «худела» она незначительно. В 1999 году городом было получено из Минстроя 70 сертификатов, годом позже – 144, в 2001 – 2002-м соответственно 69 и 77.
– В 2003 году на Ярославль было выделено 165, а в прошлом 125 сертификатов, – дополняет картину главный специалист учета жилья мэрии Ирина Осипкова. – На сегодняшний день в очереди на получение жилья стоят 1220 ярославских военных пенсионеров. 138 из них ожидают «жилищ-ного счастья» с 1998 года.
Особенность ГЖС в том, что купившая или построившая жилье фирма получит сертификационные деньги лишь после оформления квартиры в собственность обладателя сертификата, что исключает мошенничество. Но хотя сертификат и предполагает безвозмездную жилищную субсидию, тем не менее включившийся в подпрограмму ГЖС вовсе не освобождается от оплаты будущей квартиры. Расчет такой: на одинокого человека из федерального бюджета оплачивается приобретение 33 кв. м общей площади, на семью из двух человек – 42, на троих возмещается стоимость 54 кв. м. За основу оплаты берется единый на данный момент по России (за исключением Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, где свои коэффициенты) норматив платы за квадратный метр.
– К примеру, на первое полугодие текущего года дейст-вует утвержденная сумма платы за квадратный метр в 11170 рублей, сейчас планируется довести ее до 11500 за «квадрат», – поясняет Ирина Александровна.
Из этого расчета и устанавливается безвозмездная сумма сертификата для семьи отставника. Как правило, выдаваемых денег не хватает на оплату квартиры полностью, поскольку ее приходится приобретать на свободном рынке. Цена квадратного метра может доходить до 15 – 18 тыс. рублей. Разницу доплачивает сам обладатель ГЖС.
Еще совсем недавно мэрия Ярославля, строя жилье, шла навстречу владельцам сертификатов, не задирая цены до потолка, так что квартиры продавались по договору купли-продажи и оформлялись в соб-ственность чуть ли не по себестоимости. Вот один из примеров недавнего времени. На одного человека за площадь 33 кв. м государство платило из расчета 9800 за «квадрат», то есть стоимость сертификата равнялась 323 тыс. рублей. А реальная стоимость квартиры исчислялась из расчета 10700 рублей за кв. м. Разницу в 30 тысяч за квартиру доплачивал владелец сертификата. Вполне по-божески. Эта лафа закончилась 1 марта 2005 года со вступлением в силу нового Жилищного кодекса. Теперь муниципальное жилье не может быть продано в собственность сертификатчикам по договору купли-продажи, так что люди вынуждены идти на свободный рынок. А сейчас, заметим, средняя рыночная цена квадратного метра в Ярославле около 16 тыс. рублей (более подробно об этом читайте в номере за 2 августа).
И еще одно новшество. С 1 января 2005 года начал дейст-вовать принятый по инициативе Минобороны закон об ипотечно-накопительной системе обеспечения военнослужащих собственным жильем. Суть накопительной системы в следующем. В течение 15 лет каждый год из федерального бюджета на специальные целевые счета (такой счет должен быть у каждого военного) переводятся средства, которые за время службы растут и прирастают. Когда офицер увольняется из Вооруженных сил, то в соответствии с выслугой и накопленной суммой он получает деньги и приобретает квартиру. Расклад примерно такой: офицер после 15 лет может рассчитывать на «двушку», после 20 лет – на «трешку», а после 30 лет – и вовсе на коттедж. Те же, кто встал на очередь до 1 января 2005 года, получат жилье по сертификатам в той же мэрии.
– 1220 военнослужащих, стоящих в очереди в Ярославле, из нее не выпадают, – поясняет Осипкова, – поскольку подпрограмма по сертификации утверждена постановлением правительства и рассчитана на период до 2010 года. То есть мы за этот срок обязаны обеспечить сертификатами всех очередников, пожелавших стать участниками подпрограммы ГЖС. Возможно, она завершится и раньше, все зависит от поступления сертификатов в область. В этом году предполагается получить около ста сертификатов.
Выдаются ГЖС строго по порядку, начиная с первого номера очереди. Но если случается, что на момент получения документа у очередного претендента на сертификат не оказалось достаточных средств, он может пропустить вперед следующего за ним. При этом из очереди он не исключается, продолжая возглавлять список.
Итак, с этого года военная сертификатная очередь в мэрии за квартирами будет только убывать. А вот насколько быстро – другой вопрос. Ведь если и впредь ГЖС будут поступать по сотне в год, вожделенные квартиры страждущие получат не скоро. Правда, на федеральном уровне обещано увеличить объемы финансирования подпрограммы ГЖС. А чтобы уложиться в срок с выполнением обязательств перед военнослужащими, при ежегодном бюджетном планировании для всех силовых структур необходимо закладывать ассигнования не менее чем на 20 тысяч ГЖС. Если верить заявлению аудитора Счетной палаты Михаила Бесхмельницына, денег в федеральном бюджете на это хватит.