Напомним, речь идет о старых отстойниках с зеленым маслом, которое нет-нет да и прорывается в Волгу. А оттуда – в систему водоснабжения города, как случилось в мае. Отстойники находятся на территории предприятия «Пак-систем». Его руководство несколько дней назад предупредило: с 1 августа предприятие снимает с себя ответственность за содержание отстойников... Что и стало толчком для активизации работы комиссии.
Ястребов начал заседание вопросом навскидку: какие радикальные меры можно применить? В ответ поступило предложение взять и отключить подачу воды для «Пак-систем». Никто не улыбнулся.
И все же до сих пор неясно, кто оплатит спецавтохозяй-ству, РИОГС и «Ярстрою» их работу по ликвидации последствий майской аварии на отстойниках. Да и «Водоканал» точит зуб на «Пак-систем»: провели по их просьбе трубу для вывода ядовитой жижи с отстойников на очистные и остались внакладе – не получили около 350 тыс. рублей. Так что 15 июля «Водоканал» подал иск в арбитражный суд.
Труба решает проблему лишь на время. Но все это не выход. Во-первых, предельно допустимая концентрация (ПДК) зеленого масла в сбросах на очистные превышена почти в двести раз. (Санитарные врачи заметили: все микробы сдохнут! Кто-то спросил, кого имеют в виду под микробами. В ответ пошутили: наверное, костромичей...) Во-вторых, труба проложена по земле, ничем не укрыта, не вкопана. Для зимы такой вариант не подходит. Нужен постоянный. Да и очистные в конце концов не справятся с таким объемом зеленого масла.
Начали выяснять, кому же все-таки принадлежат отстойники. Подспудно это звучало примерно так: на кого бы их навесить? Явно, что это не городская собственность. 42 процента акций «Пак-систем» принадлежат государству. Казалось бы, чего проще: собрать акционеров и провести решение о строительстве дренажных сооружений. Но за счет чего? Собственных средств? А если их нет? Для дренажа нужны локальные очистные и насосы. Это больше двух миллионов рублей. Один проект обошелся в полмиллиона. А решать нужно срочно – до зимы осталось всего ничего. Просить денег у государства? Не даст.
Если «Пак-систем» не может содержать отстойники, тогда нужно решать вопрос – через право на 42 процента акций – о ликвидации предприятия. Можно миллиона три получить – как раз на новую дренажную систему. Если «Пак-систем» прекратит существование, то территория его перейдет, скорее всего, городу. Место хорошее, бойкое – федеральная трасса у моста-новостройки. Дорогое. Но опять же, если б не зеленое масло! Арендатор этой земли должен будет взять на себя и содержание дренажной сис-темы.
Еще предложение: отдать злополучный участок в аренду за символическую цену, пусть закатают под асфальт, сделают автостоянку. Но с условием: провести водоохранные меро-приятия, чтобы в Волгу ничего не попадало. Но нет, природоохранная прокуратура против...
Кого-то осеняет: а если взять средства из федеральной программы по спасению Волги? Как раз такая ситуация! Есть же финансирование работ по берегоукреплению или защите источников. Но ждать этих средств долгонько, пока там цифры включат в бюджет на следующий год, пока профинансируют... Рецепт же спасения нужно выдать максимум через неделю, на следующем, третьем заседании рабочей комиссии.
Звучит обращение к руководителю Верхневолжского бассейнового управления по Ярославской области: а возьмите сооружения себе, ведь это водозащитный объект! Михаил Шишов с готовностью соглашается и подчеркивает: если город такое активное участие принимает, то и Федерация поможет. Ястребов с грустной иронией констатирует: «Да, Родина нас не забудет... – И добавляет: – Деваться-то нам некуда». И под занавес обещает членам комиссии: «Собираться будем, пока не приступим к производству работ». Мозговой штурм продолжается.