Выручка от реализации продукции в 2004 году, по предварительным данным, составила 10 млрд. рублей, что на 29 процентов больше, чем в 2003м. Увеличились чистая прибыль компании, платежи налогов в бюджеты и внебюджетные фонды. Не случайно компания как крупнейший налогоплательщик Ярославской области получила от губернатора благодарственное письмо.
В прошлом году предприятие освоило 460 млн. рублей инвестиций, что на 50 процентов больше уровня 2003 года. Основными направлениями вложения средств стали вывод на требуемые мощности производства двигателей класса Евро-2, освоение производства новой коробки передач ЯМЗ-239, НИОКР. По планам на 2005 год инвестиции должны составить 530 млн. рублей.
Общая численность работников ЯМЗ сейчас – более 19 тыс. человек. Производительность труда в прошлом году увеличилась на 40 процентов и была на уровне 542 тыс. рублей на одного работника.
– На 30 процентов выросла и средняя зарплата – в 2004 году она составила 6852 рубля, а к декабрю подросла до 7,4 тысячи, – отметил Николай Александрычев. – Высококвалифицированные специалисты зарабатывают на предприятии 10 – 15 тысяч. Бизнес-планом 2005 года предусмотрено увеличение доходов работников на 13,8 процента.
В прошлом году «Автодизель» выпустил более 10 тысяч двигателей стандарта Евро2, что на 40 процентов больше, чем в 2003 году. По планам 2005 года предприятие должно выпустить уже 24 – 27 тысяч таких моторов, которые в полтора раза дороже традиционных двигателей.
– Увеличение производства двигателей в 2005 году, в том числе современных моторов, приведет к росту выручки до 14 млрд. рублей, соответственно вырастут чистая прибыль и налоговые платежи в бюджеты и внебюджетные фонды, – считает исполнительный директор. – При таких объемах производства мы не намерены сокращать численность персонала, напротив, возможен дополнительный набор высококвалифицированных работников.
В конце 2004 года подписан контракт между ЯМЗ и австрийской фирмой АVL на совместное доведение нового семей-ства двигателей ЯМЗ530 «литр на цилиндр» до лучших мировых образцов, чтобы мотор соответствовал экологическим нормативам Евро-3, Евро-4 и в дальнейшем Евро-5. Через несколько месяцев будет разработана полнокомплектная техническая документация, осенью завод получит изготовленные австрийцами опытные образцы. После испытаний моторов состоится защита проекта перед акционерами, которые будут решать его дальнейшую судьбу.
Предприятие в 2004 году активно внедряло принципы бережливого производства, являющиеся основой производ-ственной системы фирмы «Тойота». В основном это позволило достичь результатов, о которых сказано выше.
Так, сборочный конвейер предприятия, который расчистили от завалов деталей, где проведена стандартизация каждого рабочего места, стал работать существенно быстрее. Людям не надо ходить за 300 метров за гайками, что является прямым убытком для предприятия, все теперь под руками. Раньше конвейер собирал не более 120 моторов в смену и 360 – в сутки, а теперь при наличии комплектующих в смену может выдавать 170 моторов, а в сутки – 510.
– На заводе переобучение прошли 715 руководителей выс-шего и среднего звена, – сообщил Николай Александрычев. – Очередь за рабочими, для их обучения в каждом цехе создаются специальные классы. В них каждый день будут обучаться мастера и рабочие. Цель – чтобы сегодня работники делали все, чтобы завтра предприятие работало эффективно. Не надо ждать, когда сломается станок, чтобы потом его починить: надо делать профилактику оборудования, чтобы оно постоянно было в строю.