Сейчас встретить на наших дорогах машину, выпущенную на автозаводе имени Молотова, чуть более вероятно, чем столкнуться с доисторическим динозавром. Авто этой марки в Ярославской области осталось два-три десятка. Лишь единицы на ходу, остальные благополучно доживают свой долгий железный век в старых гаражах или под навесами в огороде.
Между прочим, одну из таких машин-ветеранов мы обнаружили как раз в частном огороде в Заволжском районе. Хозяин ее, инженер ЯЗДА Владимир Шадричев родился на шесть лет позже, чем сошла с конвейера (в 1953 году) его «Победа».
– Я с детства, сколько себя помню, мечтал о машине, но в нашем доме, кроме велосипеда и мопеда, другой техники не было, – ударяется в воспоминания Владимир Валентинович, любовно поглаживая серые бока своего ретроавто.
Лужок, где запечатлел хозяина «Победы» наш фотокор, находится сразу за изгородью дома по улице Шевелюхе. Двигатель запустился с полоборота, Владимир задним ходом выбрался со двора и некоторое время колесил по лужку туда-сюда, демонстрируя отменные ходовые качества и «мертвые» тормоза действующего антиквариата.
«Победу» Шадричев приобрел, можно сказать, по случаю. Знакомый решил купить гараж, однако хозяин-инвалид предлагал «до кучи» взять еще и «Победу».
– Знакомый отказывался, поскольку у него уже была машина, а тут я ему под руку подвернулся, – говорит Владимир. – Словом, пришли с приятелями взглянуть на старушку, покатались малость и решили ударить с владельцем «Победы» по рукам.
Тот, между прочим, был неплохим водителем и механиком, за машиной тщательно следил, постоянно задавая ей мелкий профилактический ремонт. С семьей ездил то на юг к морю, то на север, заруливал в Прибалтику. Родной мотор «Победы» заменил на двигатель от 21-й «Волги». Он и сейчас работает как часы.
Продавец за машину взял недорого – всего 7 тысяч «деревянных». Еще примерно тысячи четыре новый владелец потратил на запчасти для ходовой, на ремонт тормозов, регулировку клапанов. Техосмотр машина прошла на ура, хотя перед его началом кто-то из молодых инспекторов не удержался от реплики: «Неужели эта развалина еще может ездить?»
Еще как ездит! Любимое занятие у Владимира и его закадычного друга Михаила Матвеева – рыбалка в районе Красного Профинтерна. Месяц назад, 24 мая, «Победа» убедительно проиллюстрировала поговорку «Старый конь лучше новых двух». В тот день разразилась гроза с сильнейшим ливнем. Приятелей он застал у реки Келноти, где скопилось и несколько вполне «продвинутых» современных машин. После дождя проселочную дорогу так размыло, что ни одна легковушка, кроме «Победы», так и не смогла выбраться на твердый грунт.
Влюбились в «Победу» и сыновья Шадричева. Младший,
16-летний Ярослав, вообще от машины не отходит. А вот старший, 24-летний Сергей, принял ее не сразу. Он, как и отец, работает на ЯЗДА инженером-технологом, заканчивает Ярославский технический университет.
– Я приобрел машину по доверенности, – рассказывает Шадричев-старший. – Доверенным лицом как раз и был Сергей. Так он постеснялся даже сесть в машину, когда мы ее перегоняли, – мол, вдруг кто из знакомых увидит...
Но вскоре старушку полюбили всей семьей. Ездят за грибами, ягодами. Женщины охотно прибирают в салоне, где обивка дверей и потолка, светильники, панель приборов и прочие причиндалы сохранились в первозданном виде, словно машина только вчера сошла с конвейера. И теперь на предложения некоторых предприимчивых молодых людей продать машину Шадричев отвечает:
– Для меня это – все равно что друга предать...
Не так давно Михаил и Владимир ехали на рыбалку по старому, любимому своему маршруту, держа курс на Красный Профинтерн.
– Вдруг один очень пожилой человек, судя по всему, фронтовик, который мирно копался в огороде, при виде нашей «Победы» выпрямился, поставил на землю возле левой ноги лопату, словно винтовку, принял стойку «смирно» и с очень серьезным лицом отдал нам честь, – рассказывает Владимир. – «Победа» – она и есть «Победа».