Кроме того, искусственное сдерживание цен на газ на внутреннем рынке России приводит к негативным послед-ствиям и для самих производителей «голубого топлива». Они не могут покрывать затраты на добычу и транспортировку газа, что тормозит разработку новых месторождений и ставит под угрозу стабильную работу газовой системы России. Об этом журналистам из регионов на брифинге в Москве рассказали заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Рязанов и начальник департамента экономической экспертизы и ценообразования компании Елена Карпель. Мы приводим их ответы на вопросы журналистов по этой актуальной теме.
– Сколько газа компания поставила в 2004 году на внутренний рынок России? Не было ли дефицита «голубого топлива»?
– ОАО «Газпром» выполняет все взятые на себя обязательства, газоснабжение российских потребителей является приоритетным направлением деятельности компании. В 2004 году на внутренний рынок поставлено 292,1 миллиарда кубометров газа, что на 1,1 миллиарда выше уровня 2003-го.
Сейчас цены на «голубое топливо» регулируются государством. Потребители оплачивают до 98 процентов поставляемого газа. Есть регионы – «черные дыры», где возникают проблемы с расчетами. Нас очень волнуют регионы Южного федерального округа, где платежи колеблются от нуля (в Чечне и Ингушетии) до 70 процентов в других регионах, где идет воровство газа. Среди регионов – крупных должников также Волгоградская и Саратовская области, есть долги и в Москве, это в первую очередь завод ЗИЛ.
В 2004 году на долю ОАО «Газпром» пришлось 85 процентов потребленного газа в России, на долю независимых поставщиков – 15 процентов. За последние четыре года объемы добычи газа возросли с 58 до 90,7 миллиарда кубометров.
Необходимо также учитывать, что независимые организации поставляют газ в основном промышленным потребителям. Только ОАО «Газпром» является ключевым поставщиком газа для нужд населения. Доля независимых поставщиков составила по итогам 2004 года всего 1,2 процента от потребленного «голубого топлива».
– Почему «Газпром» предлагает Правительству России с 2006 года сделать свободными цены на газ для промышленности?
– На протяжении многих лет газ ОАО «Газпром» остается единственным топливным ресурсом, который реализуется на внутреннем рынке по регулируемым государством ценам. Сегодня мы, по сути дела, не продаем газ в России, а распределяем его. При этом индексация цен на газ на протяжении всех лет экономических реформ производилась темпами ниже уровня увеличения цен на другие ресурсы. В 2000 – 2004 годах регулируемые цены оставались заниженными и не по-крывали полностью экономически обоснованных расходов ОАО «Газпром» на добычу, транспортировку, хранение и реализацию газа, предназначенного для потребителей внутреннего рынка. Факт заниженных цен на газ признан Правительством РФ, и в энергетической стратегии страны предусмотрено их поэтапное повышение до уровня экономически эффективных тарифов.
Низкие цены на газ привели к кардинальным изменениям в соотношении тарифов на энергоресурсы. Экономически обоснованным признается соотношение цен на уголь, газ и мазут соответственно – 1:1,36:1,4. По итогам 2004-го это соотношение составило 1:0,88:1,88. За прошлый год оптовые цены на газ в России увеличились на 20 процентов, а в нефтедобыче рост составил 64,5, нефтепеработке – 48,9, в угольной отрасли – 51,4 процента. Доля природного газа в энергетическом балансе России выросла до 50 процентов, а в некоторых регионах до восьмидесяти, заметно снизилось использование угля, мазута и других видов альтернативного топлива.
Как следствие, замедлилось развитие отраслей, от которых также во многом зависит энергетическая безопасность страны. К примеру, в России атомная энергетика производит 16 процентов от общего объема выпуска электроэнергии, в то время как в США – 25, в Японии – 30, в среднем в Европе – около 30 процентов. Аналогичная ситуация сложилась с потреблением угля. Отказываясь от него как от «очень дорогого топлива», энергетики и металлурги массово переходят на газ. В результате образующегося дисбаланса между ценами на «голубое топливо» и уголь страдают не только угледобывающие предприятия, но и их трудовые коллективы. Они остаются без работы, что может привести к социальной дестабилизации целых регионов.
– Что предлагает корпо-рация для исправления ситуации?
– Существующие экономические условия, уровень доходности промышленных потребителей газа позволяют говорить о возможности отмены государственного регулирования оптовых цен на газ, предназначенных для промышленного и коммерческого сектора экономики. С такой инициативой ОАО «Газпром» в марте обратилось в Правительство России. Мы предлагаем принять на законодательном уровне решение о том, что реализация газа промышленным потребителям с 2006 года будет осуществляться по рыночным (договорным) ценам, в том числе определяемым с учетом биржевых котировок.
При этом будет введено государственное регулирование тарифов на услуги, оказываемые ОАО «Газпром» по транспортировке газа, отнесенной к естественно монопольным видам деятельности. Таким образом, при формировании рыночных цен на газ для промышленных потребителей в структуре цены предусматривается регулируемая газотранспортная составляющая (она составляет до 70 процентов от конечной цены).
Что касается наиболее чув-ствительных категорий потребителей (населения, жилищно-коммунального хозяйства, а также бюджетных организаций), то для них поставки газа по государственным регулируемым ценам будут сохранены.
Предлагаемый переход к реализации газа промышленным потребителям по рыночным ценам не приведет к резкому изменению их уровня. Сегодня рыночные цены на газ, который продают в России независимые производители, на 15 – 20 процентов выше регулируемых. Мы полагаем, что при установлении рыночных цен на газ они вырастут приблизительно на ту же величину. При этом инфляция увеличится не более чем на 1 процент. Все эксперты сходятся во мнении, что в центре России тысяча кубометров газа больше 50 – 55 долларов стоить не будет.
– Компания предлагает уже в этом году провести эксперимент – первые биржевые торги по продаже газа для промышленных предприятий.
– Одним из первых шагов по переходу к реализации газа промышленным потребителям по нерегулируемым ценам может стать проведение уже в 2005 году эксперимента по продаже ограниченной части «голубого топлива» ОАО «Газ-пром» наряду с независимыми производителями по рыночным (договорным) ценам на торгах, в том числе с использованием биржевых технологий. При этом речь идет о реализации 10 миллиардов кубометров газа (до 5 миллиардов ОАО «Газпром» и до пяти – независимых производителей) через биржевую площадку, не входящую в состав «Газпрома».
Обращаю внимание: инициатива по либерализации рынка не предполагает, что все объемы поставок газа промышленным потребителям будут продаваться через биржу. Основная часть поставок должна идти по средне и долгосрочным прямым договорам, формула цены в которых определяется на базе тарифов, устанавливаемых на бирже, и, возможно, со временем на основе корзины цен на другие виды топлива.
– Как Правительство РФ относится к вашим предложениям?
– Ситуация с рынком газа в России остается плачевной. Все наши попытки создать нечто подобное рынку газа натыкаются на серьезные препят-ствия, прежде всего среди различных ведомств, в том числе и в Правительстве РФ. Буквально только что мы получили из правительства документ, подписанный премьер-министром Михаилом Фрадковым. Он предписывает создать межведомственную группу по рассмотрению вопроса создания рынка газа. Это решение означает, что тема либерализации цен на газ для промышленности может уйти на год или еще дальше. И решение всех вопросов будет перенесено.
– Многие промышленники считают, что нельзя сегодня переходить на свободные цены на газ для предприятий, пока они не провели техническое перевооружение своего энергетического оборудования и не внедрили новые технологии. Пока низкие относительно Европы цены на газ остаются одним из последних конкурентных преимуществ отечественной промышленности...
– Это утверждение есть, и с ним нельзя не согласиться. Но я хочу задать другой вопрос: когда мы вступим в ВТО, снимем таможенные пошлины на ввоз импортных товаров, что мы тогда будем делать?
Время на раскачку и замену на предприятиях энергетического оборудования было с 1997 года. Тогда цена на газ была 10 долларов за тысячу кубометров. Но никто ничего не делал. Вы понимаете, что этому рано или поздно все равно придет конец? Наши заводы остановятся, потому что нельзя сегодня работать на технологиях не прошлого, а даже позапрошлого века. Нельзя, чтобы электростанции функционировали с КПД в 28 процентов, а не 58, как сейчас.
Если принять логику промышленников, то государство должно тянуть эту лямку до конца. Тогда надо сказать, что мы, как страна, будем продавать только нефть и газ, а все остальное приобретать за рубежом. Я считаю, что когда будет принято решение о плавном переходе на договорные цены на газ для промышленности, тогда будут реальные подвижки по экономии газа, внедрению новых энерго-сберегающих и энергоэффективных технологий.
Кроме того, конкурентное преимущество может быть при разнице в ценах на 20 – 30 процентов, пускай даже в 100 – 150 процентов. А у нас совсем по-другому: в России газ для предприятий сегодня продается по 34 – 37 долларов, а в Европе предприятия – наши конкуренты покупают его за 200 долларов, население – за 400, энергетики – за 190. Мы с ними не можем сравниться, и эта разница является не конкурентным преимуществом, а простым безобразием. Это заставляет всю промышленность работать на отсталых технологиях и забыть о техническом перевооружении.
– Если ваше предложение о либерализации цен на «голубое топливо» для промышленности не будет принято, то «Газпром» предлагает Правительству РФ увеличить тарифы на газ на 2006 год на 22 процента. Насколько обоснован именно такой процент роста цен?
– Если действовать в рамках принятой энергетической стратегии России, то в 2006 году цены на газ надо было бы повысить примерно наполовину. Мы понимаем, что сегодня это невозможно, поэтому такой рост тарифов даже не предлагаем. Мы считаем, что доводить цены на газ до безубыточного уровня надо поэтапно: в 2006 году они должны увеличиться на 22 процента, в 2007м – на 21 и в 2008-м на 12 процентов.
Таким образом, к 2009-му мы выйдем на уровень экономически обоснованных цен на газ на внутреннем рынке, по-крывающих как текущие, так и инвестиционные издержки. Пока ОАО «Газпром» несет убытки при реализации газа на внутреннем рынке. По итогам работы в 2004 году они составили 5 млрд. рублей, в 2005-м прогнозируется 27 миллиардов.
– Почему Правительство РФ с такой неохотой встречает предложения ОАО «Газпром» об экономически обоснованном повышении цен на газ в 2005-м и последующие годы?
– Наши предложения о росте цен идут параллельно с осуществлением программы снижения издержек ОАО «Газ-пром». В 2003 году в рамках этой программы мы сократили издержки на 40 млрд. рублей, в 2004-м – на 30, в 2005-м планируем на 13,8 миллиарда. В этих условиях предложение Минэкономразвития РФ сдерживать рост цен и покрывать убытки за счет экономии и еще большего сокращения издержек может привести к снижению уровня технологической безопасности системы газоснабжения РФ.
Министерство экономического развития готовило свои предложения по повышению цен на газ в 2006 году на 11 процентов и в 2007-м – на шесть в начале 2004 года, до резкого роста цен на металл. И они это прекрасно знают. Если тарифы на газ жестко регулируются государством, то цены на все остальные составляющие наших затрат – металл, мазут, электроэнергия, транспортные услуги – определяются рынком и растут куда стремительнее. В 2004 году, согласно статистике, цены на газ выросли на 20 процентов, на продукцию промышленности – на 28, а продукция металлургов подорожала вообще на 65 процентов.
Текущие внутренние регулируемые цены не позволяют производителям газа, как ОАО «Газпром», так и независимым компаниям, компенсировать капитальные затраты и стоимость инвестиций. Отрасль не получает необходимых инвестиционных ресурсов для полноценного развития. Без реального повышения цен на газ у нас возникают проблемы с поиском средств для организации бесперебойного обеспечения внутреннего рынка России «голубым топливом» в необходимых объемах.
* * *
Проблемы слабого использования альтернативных газу видов топлива характерны и для Ярославской области. В регионе традиционно велись масштабные торфоразработки, а получаемое топливо потреблялось не только на местных котельных, но и поставлялось на крупные электростанции. Однако сегодня из-за «низких» цен на газ все потребители стараются использовать «голубое топливо», что создает перекос в топливном балансе и не стимулирует предприятия развивать энергосберегающие технологии.
//Записал Евгений СОЛОВЬЕВ.