Вариантов два. Возможно доведение до конца плана внешнего управления на предприятии и продажа его активов по конкурсу. При такой схеме завод будет преобразован в ОАО «Тутаевские моторы», чьи акции и выставят на аукцион. При этом часть вспомогательных и непрофильных активов выведут в самостоятельные предприятия, и их ценные бумаги также будут реализованы на торгах. При соблюдении всех юридических формальностей для реализации такого плана потребуется еще год, при этом цена новообразованного завода может составить около 50 – 100 млн. рублей.
Другой вариант, который сегодня обсуждается в администрации области, подразумевает прекращение внешнего управления на ТМЗ и заключение мирового соглашения с кредиторами. Дело в том, что, когда 6 мая 2003 года Ярославский арбитражный суд вводил на заводе процедуру банкротства, долги предприятия в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды с пенями и штрафами составляли более 1,2 млрд. рублей. За год администрация ТМЗ без помощи внешнего управляющего обжаловала в арбитражном суде требования налоговиков, в результате чего удалось сократить размер прав на взыскание долгов с 1,2 млрд. рублей до 300 миллионов.
Мировое соглашение в случае его заключения означает появление графика выплаты задолженности, прекращение власти внешнего управляющего и назначение генерального директора. Кроме того, акционеры останутся при своих ценных бумагах, которые в случае банкротства потеряли бы всякую значимость. При мировом соглашении «Руспромавто» фактически будет контролировать завод, имея в собственности восемь процентов акций предприятия. Дело в том, что на последних собраниях акционеров 31-процентный пакет акций государства всегда был на стороне представителей холдинга, да и фирма «Автодизель-сервис» со своими 14,33 процента акций вряд ли пойдет вразрез с политикой «Руспромавто».
Но с мировым соглашением есть одна сложность – решение об одобрении реструктуризации долгов или их списании (что просит администрация ТМЗ) должен принимать главный кредитор, а именно Правительство России. По словам начальника ярославского управления федеральной службы по финансовому оздоровлению Маргариты Ермолаевой, раньше право миловать было у специальной комиссии, которой сегодня нет. Как этот вопрос будет решаться, неясно – правительство вновь отправляют в отставку, а его реорганизация может длиться долго.
Опрошенные нами эксперты считают, что в любом случае «Руспромавто» выберет наименее затратный вариант получения контроля над ТМЗ. Глава холдинга Александр Юшкевич на прошлой неделе приезжал на завод осмотреть производство. В заводоуправлении он не был, сразу отправился в цеха. Особенно интересовали главу «Руспромавто» кузнечное и заготовительное производства, которые современнее аналогичной технологии ЯМЗ на 30 – 35 лет.
Литейка Ярославского моторного также выработала свой ресурс. Предприятие готово признать это и передать на ТМЗ объемы работы на 20 млн. рублей ежемесячно. И это только начало. Но чтобы перевести в Тутаев из Ярославля основную часть литейного производства, необходимо вложить в ТМЗ 100 – 150 млн. рублей.
Первый заместитель губернатора Александр Федоров сообщил газете, что интерес холдинга к ТМЗ «очень сильный», и сейчас дело заключается в том, чтобы «договоренности оформить документально и определить программу действий». Администрация области заинтересована в максимальном сохранении рабочих мест в Тутаеве и тесной кооперации ЯМЗ и ТМЗ.
Сейчас Тутаевский моторный завод работает без убытков. В первом квартале рост объемов производства, несмотря на пожар в чугунолитейном цехе, составил 115,8 процента к январю – марту 2003 года. В апреле завод произвел продукции на 142 млн. рублей, хотя мог бы на 18 миллионов больше – такова сумма ежемесячных потерь от остановки части литейного производства. Сейчас от 3 до 9 млн. рублей каждый месяц ТМЗ вкладывает в ликвидацию последствий пожара. Одна из трех автоматических формовочных линий с 8 марта выпускает продукцию для конвейера ЯМЗ. Из двух других в августе будет монтироваться одна, к этому времени полы, стены и кровля корпуса должны быть восстановлены. При запуске второй линии ТМЗ сможет взять дополнительные объемы литья с ЯМЗ.
Тутаевский моторный полностью платит все текущие налоги и зарплату, которая сегодня в среднем составляет 5153 рубля. Численность работников за четыре месяца этого года сократилась на 70 человек.
Реорганизация Правительства России, как нам сообщили на ТМЗ, затормозила продажу непрофильных активов завода. Реализовать хотели недостроенные дома, подсобное хозяйство, большое количество незадействованного оборудования и автотранспорта. Их оценили, но продать пока не могут.