– Сергей Юрьевич, понятно, что «сжигать электричество» без меры – это нехорошо. Надо экономить. И все же продажа электроэнергии – ваш бизнес. Чем больше продали, тем больше выручка.Вам и так хорошо. За что же налагаются санкции на тех, кто вдруг захотел купить вашего товара больше, чем собирался изначально?
– Вообще это вопрос не только и даже не столько экономии как таковой. Это еще и такой вопрос: умеет ли потребитель планировать свою работу? Ведь поставщик энергии – наша компания – тоже планирует свой технологический процесс, делает заказ на поставку в регион от производителей необходимого количества энергии. А производители – крупные электростанции, направляющие производимый ими продукт на федеральный рынок электроэнергии, – в соответствии с полученными заявками региональных сбытовых компаний рассчитывают свои потребности, например, в топливе и других ресурсах.
И вот они сделали затраты, произвели заказанный товар, а его у них вдруг не взяли. Кто должен нести убытки? Разве производитель? Нет, его требование компенсации нанесенного ущерба вполне правомерно. Электроэнергия – это ведь не колбаса, ее не положишь в холодильник в ожидании, что может появиться другой покупатель.
Не легче, если потребителю понадобилось вдруг электроэнергии больше, чем он первоначально заявлял. Никто не рассчитывал ее производство, ресурсов для этого не закупал. Значит, надо это сделать, что называется, «в пожарном порядке». А за срочное выполнение любой услуги, как известно, всегда предусматривается повышенная оплата.
Так что экономить электрическую энергию необходимо, но следует точнее рассчитывать эффект от проводимых на предприятиях мероприятий, направленных на экономию ее потребления, а результат заранее закладывать в договор, заключаемый с поставщиком энергии.
– Получается, что в рыночной экономике плановость ведения хозяйства не менее важна, чем при социализме?
– Даже более! Потому что план теперь – не самоцель, а механизм реализации имущественных, финансовых интересов. И если ктото из партнеров мешает достижению поставленных целей, нарушая достигнутые договоренности, не выполняя планы, то включаются вполне рыночные рычаги защиты от этого. Санкции за отклонение фактического потребления электроэнергии от планового являются именно таким рычагом.
Они могут быть наложены за любое отклонение от договорных условий поставок. Как в меньшую, так и в большую сторону. ОАО «Ярославская сбытовая компания» (ЯСК) за три квартала 2005 года уплатила около 18 млн. рублей санкций только за то, что ее закупки на федеральном оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ) не соответствовали первоначальным заявкам.
Санкции на ЯСК наложены потому, что уже те потребители, которых наша компания обеспечивает энергией, не соблюдали договорные условия потребления электроэнергии. Поэтому вполне естественно стремление Ярославской сбытовой компании разделить ответственность с потребителями. Именно эта цель стоит в ходе нынешней договорной кампании.
– А насколько юридически правомерно ваше стремление включать в договоры поставки пункты об ответственности потребителя перед электроснабжающей организацией за отклонение фактического потребления энергии от договорного?
ОАО «Ярославская сбытовая компания» создано в результате реорганизации ОАО «Ярэнерго» в форме выделения и зарегистрировано 11 января 2005 года. ОАО «ЯСК» является правопреемником филиала энергосбыт «Ярэнерго».
ОАО «Ярославская сбытовая компания» – крупнейший поставщик электроэнергии на территории Ярославской области. Предприятие имеет развитую сервисную сеть: офисы компании находятся в каждом районе области. В предприятие входят три отделения: Ярославское, Ростовское и Рыбинское, включающие 18 участков сбыта.
Генеральный директор компании – Василий НЕСВЕТАЙЛОВ.
– Согласно гражданскому законодательству (ст. 544 ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или соглашением сторон. Исходя из этого положения закона, стороны договора энергоснабжения вправе определить порядок оплаты электроэнергии. Кстати, один из пунктов 523й статьи того же Гражданского кодекса уточняет, что существенным нарушением условий договора является не только неоплата потребителем поставляемого товара, но и невыборка им товара.
Кроме того, ответственность потребителя за отклонения фактического потребления от планового предусмотрена рядом нормативных актов. В частности, Правилами оптового рынка электрической энергии, на основании которых были наложены санкции на ЯСК. Сейчас Правительство РФ планирует утвердить аналогичные Правила розничного рынка электрической энергии, проект которых также предусматривает оплату стоимости отклонений. Документ, как ожидается, должен быть принят в четвертом квартале нынешнего года.
– Но пока нет этого документа, чем вы руководствуетесь в установлении величин санкций за отклонение? Каковы эти величины?
– Сейчас мы руководствуемся положениями продолжающего действовать и в настоящее время постановления Совета Министров СССР от 30.07.88 № 929 «Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям». Документом установлена обязанность потребителей оплачивать энергоснабжающим организациям десятикратную стоимость электрической энергии и электрической мощности и пятикратную стоимость тепловой энергии, израсходованных сверх количества, предусмотренного на соответствующий период договором. Указанный нормативный акт не противоречит действующему Гражданскому кодексу РФ, что подтверждается сложившейся судебной практикой.
Наконец, пунктом 62 постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» установлено, что на розничном рынке для определения размера оплаты электрической энергии, потребленной сверх количества, установленного договором, применяются тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, утверждаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, рассчитанные в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Таким образом, и методическая, и нормативноюридическая база для повышения ответственности потребителей за соблюдение договорных условий потребления электрической энергии существует, и более широкое применение ее на практике в самое ближайшее время неизбежно.
– А согласно сложившейся на сегодняшний день в Ярославской области практике какие налагаются санкции и за какие конкретно отклонения?
– Допустимыми мы считаем отклонения в ту и иную сторону в пределах 5 процентов. За перебор сверх 5 процентов чаще всего требуем платежи в двукратном размере. Если имеет место недобор более 5 процентов, то мы просто настаиваем на полной оплате недополученной энергии.
На федеральном рынке требования более жесткие. На нас налагаются санкции при отклонениях уже свыше 2 процентов в ту или иную сторону.