на четыре процента увеличит зарплату наемному работнику.
Что думают по этому поводу ярославцы?
Губернатор Анатолий Лисицын:
– Считаю предложение правительства полезным. Оно поможет вывести из тени доходы граждан и обеспечить им накопление пенсий к старости.
Гендиректор компании «Славич» Александр Дыма:
– Это положительное явление, но его последствия непредсказуемы. Ведь государство при существующем положении дел может аккумулировать у себя средства и направлять их целевым назначением для решения какой-либо масштабной задачи. Когда люди будут предоставлены самим себе, попробуй собери эти деньги.
К сожалению, не все граждане сейчас сознают, что добровольно вносить деньги на накопительную часть – это необходимость.
Председатель свободного профсоюза «Солидарность» ЯМЗ Леонид Афанасьев:
– Я решительно против предлагаемого варианта, как и все члены нашего профсоюза. Предложения правительства не оговаривают механизма прохождения накопительных взносов от работодателя к рабочему и далее в Пенсионный фонд. Во-первых, если я сам буду копить деньги на пенсию, то пусть мне дадут право выбрать, где их накапливать: в коммерческом банке, в управляющей компании или у себя дома. А можно ли доверять государству, что оно грамотно использует эти деньги и достойно обеспечит меня в старости? Это мы уже не раз проходили. Что стало с пенсиями после 1991 года? Разве они не полегчали втрое? И каковы гарантии, что через десяток лет новое правительство ввиду таких же форс-мажорных обстоятельств в экономике не попросит стариков затянуть потуже ремни?
Наладчик оборудования ООО «Теплосервис» Денис Федоров:
– Я считаю, что это разумная мера. А то мои ровесники были в неведении, что будет с их пенсиями, когда подойдет срок. Но это полезно при одном условии: Пенсионный фонд должен регулярно информировать вкладчиков о росте накоплений с процентами. Хорошо, если будет и альтернатива Пенсионному фонду. Я хочу, чтобы человек смог выбирать способ накопления. Сейчас правительство обещает, что так оно и будет, но у нас часто все добровольное превращается в принудительное.
Председатель Ярославской ремесленной палаты Евгений Мухин:
– Мера правильная, так как везде на Западе работник сам перечисляет пенсионные накопления и выбирает пенсионный фонд, которому их можно доверить. Это заставляет работодателей платить зарплату полностью через бухгалтерию, а не две трети в конверте. Работник уже не должен рот раскрывать и зевать, если хочет потом получать пенсию. Значит, он будет говорить работодателю: «Черной зарплаты мне не надо».
Мастер по ремонту бытовой техники Николай Ершов:
– Я не уверен, что при этом наши работодатели перестанут скрывать зарплату и платить людям «черным налом». 4 процента, как и раньше, пойдут с некоей минималки. И что мы, откажемся работать у такого работодателя? Что у нас за наивное правительство? Когда вводили нынешнюю накопительную систему, Герман Греф и Александр Починок тоже утверждали: «Вот теперь все доходы выйдут из тени». И что мы видим? Почти официально признано, что только половина заработков попадает под налогообложение. Просто люди хотят работать и получать зарплату сейчас. И пока в стране есть безработица и низкооплачиваемый труд, так и будет, каждый держится за хорошую работу и молчит.
* * *
Добавим к мнениям ярославцев, что против правительственного варианта пенсионного обеспечения людей старше 1967 года рождения выступает председатель Федерации независимых профсоюзов РФ Михаил Шмаков. «Люди могут потерять интерес к частным финансовым институтам и к управлению своими деньгами», – заявил он, имея в виду очередную смену правил игры правительством в реформировании пенсионного дела.
Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) также выразила озабоченность тем обстоятельством, что в последнее время намечается серьезная ревизия существующих конструкций пенсионной реформы. «Ради краткосрочных и популярных мер по снижению налогов правительство готово принести в жертву стратегические вопросы развития пенсионной реформы», – заявила КонфОП. Предлагаемые изменения входят в противоречие с одним из заявленных приоритетов социально-экономической политики – борьбой с бедностью. Громадному слою общества с зарплатой ниже прожиточного минимума предлагают еще оторвать от себя четыре процента зарплаты ради призрачной надежды получить хоть какую-то пенсию в будущем.
Наши министры чего только не изобретают хитроумного, лишь бы уйти от решения понятной задачи: заставить всех платить налоги полностью, причислив неуплату их к самым тяжким уголовным преступлениям.
Более 5 миллионов россиян получают сейчас пенсию ниже прожиточного уровня. Если при старой, распределительной системе 28 копеек с каждого рубля зарплаты с человека расходовалось на выплату текущих пенсий, то теперь эти 28 копеек поделили на три части:
14 копеек – федеральный бюджет, на выплату базовой части пенсии; 12 копеек – ПФР,
на выплату страховой части пенсии; и только две копейки идут на накопительный счет для инвестирования. К 2006 году два последних слагаемых предполагалось переделить,
не меняя сумму: для тех, кто родился не позднее 1968 года, на накопление направлять
шесть копеек, а на страховую часть – восемь.
Андрей СОЛЕНИКОВ,