два заместителя губернатора – Александр Федоров
и Михаил Боровицкий.
Приехав в Минск, на вокзале ярославцы разошлись по своим «фронтам» и встречались лишь по вечерам. По словам Александра Федорова, в ходе визита они посетили восемь белорусских министерств и поговорили с первым вице-премьером республики.
Если промышленники занимались глобальными проектами, то директор ЗАО «Социальное питание» Мария Антипаева смотрела, как работают школьные и рабочие столовые.
– Я порадовалась за жителей республики, о них действительно заботятся не на словах, а на деле. Школьное питание почти бесплатное. В столовых новая мебель, хорошее импортное оборудование, замечательный интерьер. Мы спросили, откуда берутся на все это деньги. Нам ответили, что меньше установленного норматива в 180 долларов зарплату в республике не платят никому. Больше – пожалуйста. Отсюда и налоги. Если организация вне зависимости от формы собственности этот минимум не выплачивает, ее руководителя приглашают «наверх» и дают время исправиться. Не помогло – отбирают лицензию на право деятельности. А если предприятие частное, то пересматривают договор купли-продажи.
Если кто мне скажет, что в Белоруссии очень все плохо, есть нечего, я никому не поверю, – сказала Мария Антипаева. – Белорусы говорят так: «У нас все очень строго, наш батька дважды повторять не любит».
Заместитель губернатора Александр Федоров в союзном государстве лоббировал интересы ярославских промышленников. С министерством энергетики договорились об участии НПО «Сатурн» с его энергетическими установками в тендере по программе модернизации белорусской энергетики. Проработана схема финансирования проекта, и теперь дело за малым – выиграть конкурс. Белоруссия также согласилась признать аэропорт «Туношна» в качестве запасного на случай, когда Москва не сможет принимать самолеты.
Ярославцы и белорусы согласовали свои позиции по двум принципиальным вопросам для развития МАЗа и ЯМЗ. Первый касается введения обязательных экологических стандартов для автомобилей Евро-2 и Евро-3 по всей территории России. Производители двигателей и грузовиков готовы уступить требованиям Евросоюза, но не сегодня. Увы, наши промышленники не могут так быстро успевать за растущими требованиями европроизводителей.
Вторая проблема состоит в том, что упали продажи мазовских машин на российском рынке. В прошлом году им предпочли старые импортные автомобили. А от этого пострадал и наш ЯМЗ, который соответственно сократил поставку двигателей в Белоруссию. Поэтому наши руководители решили лоббировать продвижение белорусских грузовиков на российском рынке. По мнению заместителя губернатора области г-на Федорова, можно для этих целей создать специальные торговые дома, чем мог бы заняться главный акционер ЯМЗ – «Руспромавто».