и акведуками. И все иномарки, представляете! Американцам
по душе большие автомобили, и предпочтение они отдают своим, американским. Но и японских, и южнокорейских авто, разнообразных до умопомрачения, по здешним дорогам и улицам снует видимо-невидимо. Они – самые дешевые.
Подержанный автомобиль можно купить за невысокую по здешним меркам сумму – от полутора до трех тысяч долларов. Такие деньги можно заработать за месяц – три. Даже на неквалифицированной работе. А можно и неделю поработав, купить автомобиль. Правда, ну очень (опять же – по американским понятиям) подержанный. Долларов этак за 200 – 300. Здесь можно ездить обшарпанному, поцарапанному, помятому, никто и слова не скажет. Здесь ножки протягивают... не по одежке. Однажды нам на улице попалась машина чуть ли не 30 – 40-х годов выпуска, настолько ободранная и побитая, что по российским улицам она далее первого постового бы не уехала. За рулем оного чуда восседал ковбойского вида дед с шикарной бородой и в широкополой шляпе. Я пожалел, что не захватил с собой фотоаппарат. Из какой бы американской глубинки ни был этот явно небогатый фермер и на каком бы драндулете он ни ехал, если он не нарушит правил, его никто из законников не остановит.
За рулем здесь люди с юного возраста до... кощеево-бессмертновского. Возвращаемся с работы. Бесконечный, плотный поток спешащих по главной улице машин. Вдруг ни с того ни с сего и вообще неизвестно откуда выворачивает машина, из открытого окна которой добродушно улыбается и машет ручкой такая бабушка-старушка, что оторопь берет. Извини-подвинься – дай проезд! И ты подвигаешься, пропускаешь. Потому что ежели в другой раз тебе понадобится, то и тебя пропустят. Все о’кей, все ол-райт!
Водительские права в Америке – основной документ. И права одного штата действительны на территории другого определенное время. Если меняешь место жительства (даже в пределах штата и города), то в течение 10 дней должен поменять и права. Если ты их потерял, в течение тех же 10 дней выдадут другие, вновь сдавать экзамены не заставят. Но права и отобрать могут. Особенно – за управление автомобилем в пьяном виде. В Америке за рулем допустим уровень содержания алкоголя в крови не более 0,08 процента, что бывает, если выпить банку пива, бокал вина либо рюмку чего-либо покрепче. И ты даже вправе отказаться от проверки «на вшивость», но будь уверен – можешь лишиться прав не менее чем на год. За один только отказ. А уж если пьян за рулем, посыплются все кары земные вплоть до ареста. Так что за рулем лучше не пить.
А вот есть – можно! И не только есть. Но и пудриться, бриться... Я не раз наблюдал по утрам, как водитель на ходу водит по лицу аккумуляторной бритвой. А уж разговаривать по мобильному телефону (или сэлфону, как их здесь называют) и вовсе дело святое!
Номерной знак один, сзади автомобиля. Какой? Да закажи себе такой, какой хочется. Хоть с собственным именем и изображением... скажем, страуса или космического челнока «Шаттл». Только стоить он будет дороже стандартного флоридского с шестизначным набором из цифр и букв, разделенных пополам большим оранжевым апельсином и надписью сверху – «Флорида», а снизу – «солнечный штат».
Мой товарищ по работе Максим рассказывал (и у меня нет оснований ему не верить), что видел однажды крутую даже по американским понятиям тачку с номерным знаком, написанным латинскими буквами, которые составляли в целом – скажем прямо! – нецензурное русское слово, начинающееся на «п» и заканчивающееся на «ц». Мы с товарищем решили, что тачка принадлежала какому-нибудь – пальцы веером – новому русскому, оставившему Россию, но крутизне своей не изменившему. Так-то вот, господа янки!
А что уж совсем хорошо – бензин здесь не дороже российского, поэтому я смело заправляю свой 8-цилиндровый кадиллак под завязку и езжу на нем сколько хочу и куда хочу. Здесь авто на приколе из-за дороговизны горючки, как в России, не держат и ездят на них даже туда, куда по российским меркам пешком добраться быстрее и выгоднее. Если перевести американские галлоны (1 галлон равен 3,78 литра) и доллары в литры и рубли, то здешний бензин стоит 11 – 12 рублей за литр.
Раньше говорили, что в России две беды: дураки и дороги. Теперь же к ним прибавилась третья: дураки на дорогах. В Америке дороги первоклассные. Но аварий и здесь хватает: шесть миллионов происходит ежегодно. 42 тысячи погибших и 230 млрд. долларов ущерба – достаточно суровый счет.
Поэтому в Америке созда-
ют систему «умных» шоссе (Intelligent Transportation System – ITS). Ее различные элементы испытываются уже несколько лет. В основе – датчики, способные фиксировать положение машин на дороге, а также коротковолновая радиосвязь между автомобилями и, главное, между машинами и «разумной» дорогой. Мигание лампочек на панели небольшого приборчика и звуковые сигналы, раздающиеся в салоне, подскажут водителю, когда можно безопасно сменить полосу движения, проехать плохо просматриваемый перекресток или затормозить, чтобы избежать столкновения. Но это – на стадии испытания и в перспективе, а пока пробки на дорогах – явление из ряда вон не выходящее.
Но ругани и разборок на американских дорогах нет (сам тому свидетель). И гарантией этому служит не столько американская доброжелательность, сколько обязательное страхование автогражданской ответственности. Хочешь не хочешь, а страхуйся, иначе не зарегистрируют.
Существует несколько видов страховок – подешевле и подороже. Подешевле – это когда страховая компания возмещает ущерб лишь безвинно пострадавшему. И в любом случае, если ущерб от дорожной аварии не превышает 100 долларов, ремонтируйся за собственный счет, такая мелочь – не для уважающих себя страховщиков.
США, Майами, март 2004 г.