– «Элитное жилье» по-ярославски – это просто жилье с завышенной ценой квадратного метра, – считает архитектор Владимир Ждан.
Так ли это? «Дома с претензией» заполонили весь центр города и продолжают втискиваться туда, где еще осталось свободное место, богатые особняки стройными рядами двинулись на берега Волги и Которосли, на них можно наткнуться в Яковлевском бору, других живописных местах.
– Перед нами суррогатное элитное жилье, – убежден профессор, завкафедрой архитектуры Ярославского технического университета Николай Кудряшов. – Я сам удивляюсь, но, несмотря на такой негативный опыт, спрос на него не только есть, но и все время растет.
Понятие элитного жилья родилось не сегодня. До 1960 – 1970 годов таковым считались сталинские пятиэтажки в начале Советской улицы и на тихих улочках, ведущих к набережной. Потом – кирпичные дома улучшенной планировки. Сейчас определяющей считается цена. Чем дороже – тем элитнее. Впрочем, это и прекрасное вложение денег – везде. По данным московской риэлтерской компании Kirsanova Realty, в Москве наблюдается острый дефицит жилья стоимостью... от 3 тыс. долларов за 1 квадратный метр, у 90 процентов ее клиентов подобная квартира уже не вторая и даже не третья. Можно предположить, что и Ярославль стремится к тому же.
Но меня в данном случае интересует все-таки место, где люди собираются жить, да не просто так, а с наивысшим комфортом. Про коридоры понятно. А ценится ли, например, вид из окна и прочее, о чем большинству из нас известно по книжкам?
– Я дом в деревне купил за 300 долларов. А в городе, – вздыхает Ждан, – все разговоры о возможности какого-то особого качества жилья – одни фантазии.
– Сами-то почему не проектируете так, как считаете нужным?
– Я недавно проектировал два дома в коттеджном поселке – с видом на озеро, на березки, они там были потрясающие. Но проект передали в другую организацию, и там такую сделали хрущевину...
Слушаю я и думаю: а может быть, заказчику как раз хрущевина и нравится? И вообще, что такое элитное жилье в принципе?
Архитектор Валентина Темкина:
– Нет, строго говоря, такого понятия. Примитивно выражаясь, пришел денежный мешок, и мы ему сделали проект – на его вкус и в зависимости от имеющихся у него денег.
Буквально понимать Валентину Васильевну, конечно, не надо. Кто, как не она, не жалея сил и времени, умеет объяснить заказчику, что такое хорошо и что такое плохо. Прийти в итоге к общему мнению, не посрамив свою профессию, уложиться в действующие нормы и добиться нужного качества от строителей. То же и при работе с мэрией, хотя та, как правило, заказывает типовые проекты. Что же касается «элитчиков», то тут, по ее мнению, «еще не изученное дело».
Интересно, а что такое элитное жилье в понимании тех, кто строит?
– Если хотите, именно в понимании, – говорит заместитель директора компании «Строитель-плюс» Виктор Моисеев, – потому что ни в СНиПе, ни в каких других нормах такого термина нет. В моем личном представлении элитное жилье – это некая матрица из нескольких слоев. Такой дом или квартира должны находиться в экологически чистом районе. Быть престижными с обывательской точки зрения. Ликвидными. Обязательно нормальное транспортное обеспечение. Желательно – привлекательная архитектура (внутри потом можно сделать все что угодно – это отдельная песня). Важен состав жителей (многие еще в ходе строительства интересуются будущими соседями пофамильно). Такой дом должен стоять не на шумной магистрали, лучше – если во дворе, иметь хорошую освещенность и, конечно, соответствовать всем другим обязательным нормам.
Многое из перечисленного, как видите, укладывается в понятие «центр». Предпочтения, динамика цен и прочее могут меняться, но жилье в центре Ярославля, так же как в центре Парижа, Лондона, всегда остается дорогим и престижным.
На вопрос, почему при всем при том по-настоящему хорошую квартиру в Ярославле подобрать все-таки трудно, Виктор Моисеев резонно замечает:
– Хороших для всех не существует. Одному нравится, другому нет.
Он ссылается на практику, существующую в Москве. Строители там делают стены, перекрытия, лестницы, коммуникации и сдают инвестиционной компании-заказчику. Приемку ведет не госкомиссия, как у нас, а именно она. Она же потом продает дом будущим жильцам и, набрав дольщиков, нанимает дизайнеров, которые и завершают работу в соответствии с индивидуальными запросами хозяев каждой квартиры.
– «Индивидуальный пошив» в многоквартирном доме освобождает от двойных затрат. Нет «бомбежки» квартир после сдачи дома, как у нас, нет судов, выяснения отношений, взаимной нервотрепки. К сожалению, в Ярославле иметь на каждую квартиру индивидуального инвестора – утопическая мечта.
– Почему? Потому что у нас не столица?
– Для этого нужно иметь местные территориальные строительные нормы. У нас в области одно время пытались их разработать, да все как-то заглохло.
– И все-таки неужели в Ярославле действительно нет ничего, отвечающего классу «де люкс»?
– Ничего, – подтверждает профессор Николай Кудряшов. – Есть несколько особняков в загородной и пригородной зоне, которые можно считать таковыми условно. Они действительно приближаются к московским меркам, элите Можайского и Рублевского шоссе. А в Ярославле просто есть спрос на дорогое, роскошное жилье. То, что превышает гигиеническую норму – 36 – 42 кв. м общей площади на одного человека, – уже считается элитным. Хотя сам термин мне не нравится, в мире он не существует. У каждого свое понятие о том, что такое элитное жилье: одному надо 400 кв. м, чтобы чувствовать себя комфортно, другому – 40.
Объективно говоря, в самом Ярославле невозможно создать жилье высшего класса на европейском уровне. Для этого нужна безупречная инфраструктура: новенькие подземные коммуникации, аккуратно вписанные в окружающее пространство подземные автостоянки, экологически чистая парковая зона вокруг. В пойме Которосли, на берегу Волги, в Тверицах теоретически может появиться элитное жилье, но тогда город лишится рекреационных зон. Как быть, не знаю, но жилье класса «де люкс» предполагает прежде всего место. Сам участок должен быть элитным.
– Но люди с большими запросами стремятся главным образом в центр...
– Желание втиснуться в центр города и потворство таким желаниям – безумие. Нужно раз и навсегда решить: или центр превратится в резервацию для нескольких сотен человек, или останется общим достоянием горожан. Местом, которым могут пользоваться все. При нынешних тенденциях, к сожалению, я ничего не исключаю.
– Тогда как все-таки должно выглядеть у нас элитное жилье? Если по европейским стандартам.
– При общей площади больше 42 кв. м на человека при нем обязательно должен быть свой клочок земли. Хотя бы совсем маленький дворик, палисадник. Если ты из своего дома выходишь на общественный тротуар – это сразу снижает статус. Когда в доме несколько квартир, а твоя с определенными претензиями, то непосредственная связь с землей тоже обязательна: из нее должна быть отдельная лестница или собственный лифт. Что касается внутреннего комфорта, то тут предполагается максимум света и воздуха. И обязательная «изюминка» – если ее нет, то самое качественное жилье все-таки еще не элита. Оригинальное использование ландшафта, необычная отделка – «изюминки» могут быть разные.
– И сколько стоят подобные изыски?
– Цены разные, в зависимости от компании и договора сторон, но не менее 1200 евро за квадратный метр. Оптимально – 1600 – 2000 евро, за такие деньги в Ярославле можно построить нормальное, действительно прекрасное жилье (сюда входят и инженерные сети, и ландшафтная архитектура, и прочее). Но у меня, скажу честно, таких заказчиков нет, и я их не ищу.
– Почему?
– Мне не по душе громадный социальный разрыв, который существует у нас в России. Такого нет нигде, и это может плохо кончиться. Поэтому я предпочел бы строить общежития по заказу мэрии, если бы у нее на них были деньги.
– Но где-то в ярославских краях, как вы сказали, уже строят по высшим московским меркам? Не скажете где?
– Строят. Но я (смеется) забыл где.
P.S. Нам бы их заботы, скажут многие из наших читателей. Банкиры, руководители и специалисты крупных компаний, коммерсанты, спортсмены – покупателей такого жилья в России, по данным московских риэлтеров, не более 2 – 3 процентов населения. Хотя, если задуматься, до сих пор лучшие дома в исторической части Ярославля (да и не только его) – это ведь бывшие дома состоятельных людей. Что говорить, умели строить: вроде бы для себя, но обязательно и для украшения города.