По Москве да и по другим крупным городам ползут мрачные слухи – грядет подорожание табака, говорят, что некоторых видов сигарет просто не станет. Существуют две установленные системы акцизных сборов: адвалорная и специфическая. По первой налог берут от стоимости произведенной продукции, по второй – фиксированный налог с определенного количества продукции, в данном случае с тысячи сигарет. В России сейчас действует комбинированная система, когда есть фиксированный налог, а остальная сумма акциза добирается за счет гибкой системы, где главной составляющей является цена продукта. Таким образом, нынешняя система худо-бедно позволяет существовать небольшим табачным компаниям, выпускающим дешевые сигареты, которые курит более половины населения России. Однако вот уже с месяц звучат предложения оставить только специфическую систему. Впервые их озвучил аудитор Счетной палаты Владимир Пансков, который заявил, что из-за смешанной системы акциза государство потеряло 2 млрд. рублей налоговых сборов. Правда, эти цифры не подтвердили профильные министерства, однако ряд чиновников и некоторые представители Совета Федерации поддержали аудитора. Поддержала его и компания Philip Morris, имеющая сильные позиции в сегменте дорогих сигарет. Более того, швейцарский руководитель этой компании предложил повысить ставку акциза почти на 40 процентов. Вот тут-то и пошел слух о скором подорожании табака и исчезновении дешевых сигарет как класса. Экономическая подоплека проста: уже сейчас доля акциза составляет 40 процентов цены дешевых сигарет, в то время как в дорогих – всего 4 – 5 процентов. Понятно, что предлагаемое изменение акциза фактически делает бессмысленным производство дешевых сигарет. В прошлом году впервые была замечена тенденция. Люди, имеющие низкие доходы и потреблявшие дешевые сигареты и папиросы – «Приму», «Беломор» и т. д., начинают покупать более дорогую продукцию с фильтром. Те, кто имеет средние доходы, переходит на сигареты высшего класса. Таким образом, меняется структура потребления. При резком скачке цен – прогноз в 25 процентов еще считается оптимистичным, естественно, все курильщики вернутся в свои изначальные ценовые категории. Есть и еще одна сторона проблемы. В случае принятия специфической системы часть доходов табачников уйдет из-под контроля государства. Наглядно это продемонстрировала Украина, введя в свое время специфическую систему. Доля нелегальной продукции мгновенно возросла до 30 процентов от всего рынка табачной продукции. Единственные, кто выиграет от такой налоговой «перестройки», – те самые несколько международных табачных гигантов, и в первую очередь Philip Morris, стремящаяся к монополизации российского рынка. Между тем действующая система по результатам ее работы с 1 марта 2003 по 1 марта 2004 года дала в бюджет 19,8 млрд. рублей, что практически соответствует нескорректированному бюджетному заданию. Стоит надеяться, что все последствия просчитают и в правительстве, где, по слухам, вскоре должны обсуждать табачную проблему. «Собкор».