Скажи алкоголю «нет»
Сие историческое решение было вынесено чуть более недели назад: именно тогда заседало внеочередное собрание пайщиков кооператива. Внеочередное – потому, что будущее СХПК «Колос» с каждой неделей прорисовывалось все более и более мрачное. Под руководством бывшей завклубом Ольги Пиловой, в одночасье вдруг оказавшейся председателем СХПК, «Колос» с уверенностью «Титаника» шел ко дну. Меры, предпринимаемые Ольгой Васильевной, были явно популистскими: необоснованно увеличив зарплату колхозникам на 30 – 40 процентов, не забыв и себя, она за полтора года сумела увеличить долги колхоза до восьмисот тысяч рублей, на что кредиторы взирали со все большим пессимизмом.
Захватывать телеграф, почту и вокзал не пришлось. Власть отцу Григорию передали практически мирно. На его стороне было подавляющее большинство пайщиков кооператива. Только Пилова и кое-кто из Даниловской администрации в случившемся все пытались найти происки нечистой силы, а потому с упорством, достойным лучшего применения, пересчитывали голоса. К делу подходили серьезно – целых три дня фамилии и подписи двадцати четырех человек тщательным образом сверялись, потом делились и умножались на калькуляторе.
Пока на местной политической арене разыгрывались серьезные баталии, многие колхозники к перемене власти отнеслись в общем-то индифферентно, ответив на перемены очередным возлиянием горькой – хоть повод новый подвернулся. «Русский Север» – для кого одеколон, а в здешних краях напиток чрезвычайно популярный – продолжал раскупаться с удвоенной энергией, что и выявилось во время нашего визита в Горинское.
К двенадцати часам дня отец Григорий уже подсчитывал павших в неравном бою с «зеленым змием». Еще с утра, ко времени проведения планерки, в наличии был весь штат механизаторов, но таял он буквально на глазах. Из девяти человек к полудню на ногах устояли только пятеро. И если увеличивать число прихожан за счет своей новой должности отец Григорий не собирается, то борьбу с алкоголизмом в массах считает делом первоочередным.
– Кто не хочет работать, не надо, обойдемся. Но терпеть огромные убытки мы тоже не будем. Только вчера из-за того, что механизатор был просто не в состоянии загрузить корма, колхоз потерял восемнадцать тысяч рублей. Его накажешь максимум на зарплату за день, а то, что колхоз потерял, никто не возместит. Нет, нам таких не надо.
За тягу к спиртному он уже уволил одну доярку. Собственно, многие в колхозе считают, что и избрали его пайщики на председательскую должность, потому как он – единственный непьющий в здешних местах мужчина.
Нет колхоза – нет и прихода
Свое согласие на столь нетрадиционный для духовного лица шаг отец Григорий объясняет просто: хочет сохранить приход. Если исчезнет колхоз, приход долго не просуществует. А весь предыдущий год «Колос» семимильными шагами двигался к банкротству. Стараниями Ольги Васильевны только на выплату зарплаты требовалось 137 тысяч, в то время как реальные доходы за февраль составили почти на сто тысяч меньше. В колхозе уже привыкли жить сегодняшним днем: сдавали молоко на Даниловский маслосырозавод, здесь же брали очередной кредит и выплачивали деньги работникам. А долги перед заводом и различными негосударственными фондами меж тем росли. К примеру, Пенсионный фонд уже назначил на июль «свидание» руководству колхоза в арбитражном суде: только перед ним задолженность СХПК составляла 218 тыс. рублей.
Заглохнет колхоз – прикажут долго жить и местный приход, и местный храм, являющийся, между прочим, уникальным.
Именно так случилось в селе Всехсвятском Первомайского района.
Приехал временно, остался навсегда
– Развалился там местный колхоз, все разъехались. Даже кирпичные дома, коттеджи побросали, – рассказывает отец Григорий. – Так к местному батюшке, отцу Андрею, одна бабулька столетняя в церковь за пять километров теперь ходит. Рушится и храм: денег нет, отец Андрей на то, что от продажи своего меда получит, только дыры латает. А там капитальный ремонт нужен. Не сомневаюсь, такая судьба была уготована и нашему храму. О том, какие проблемы в колхозе, я знал хорошо, мне знаком каждый в моем приходе. Поэтому, когда предложили стать председателем, я не стал отказываться. Тем более что владыка свое благословение дал.
В следующем году у местной церкви Святой Троицы юбилей – 220 лет. Уникальна она хотя бы уже тем, что действовала даже в годы советской власти. Только два года во время войны была закрыта. А еще известна она милостью к ней царей. Сам Павел I посещал ее и оставил храму на память дары, которые с особым почтением используются во время богослужения и по сей день. Вообще, за годы советской власти местные прихожане сумели отстоять храм от безбожников. Тем только удалось сбросить колокол с колокольни, а вот ключ от церкви жители спрятали в соседнем селе.
В годы советской власти какие только священники здесь не перебывали. Отметился в том числе и некий Михаил Ардов, который серьезно облегчил местную церковную библиотеку. А храмовые ценности при нем вывозились посреди бела дня на машинах. Существенно пострадал он и от грабителей. Ежегодно приходилось нести потери от их набегов. Но теперь все это позади – возглавив приход, отец Григорий первым делом взялся за сигнализацию.
Сам отец Григорий – в миру Королев Григорий Александрович – человек пришлый, родом из Подмосковья. Работал фельдшером на «скорой», затем какое-то время и вовсе жил за границей, а потом вдруг пришел к Богу и стал священником. В 99-м принял сан. Сначала служил в Мордовии, а потом оказался здесь. О том, что останется надолго, даже и не думал. Прислали его временно замещать серьезно заболевшего местного батюшку. Но когда через несколько месяцев встал вопрос о его переводе, прихожане обратились в епархию с коллективной просьбой оставить.
Местным отец Григорий запомнился своей активностью: многое в храме отреставрировал, обновил, смог привлечь спонсоров. Потому и надеются, что его деятельность в качестве председателя будет не менее успешной.
Коммунизм построить не надеются, но...
– Коммунизм в отдельно взятом селе нам навряд ли построить удастся. Но потихоньку выйти из кризиса мы в состоянии. Земля, животные – это дар, который людям дан во временное пользование. Поэтому и распоряжаться им нужно рачительно, от этого зависит: пропадет дар или приумножится.
Поднимать колхоз отец Григорий собирается не только молитвами, но и вполне конкретными действиями. Для чего уже засел за различные справочники для животноводов и агрономов. Есть у нового председателя и свой план действий. Помогает их осуществлять новый экономист, недавний выпускник МЭСИ Максим Янов, по совместительству являющийся еще алтарником в храме.
– Мы уже говорили и с руководством Пенсионного фонда, и с Даниловским маслосырозаводом. Договорились, что постепенно будем выплачивать долги. А выходить из кризиса надо за счет внутренних резервов. В этом году пшеница дорогая, и мы решили: вместо того, чтобы делать самим комбикорм – с нашей зернодробилкой он все равно выходит никудышный, – мы лучше пшеницу продадим. А на эти деньги частично долг погасим, частично корма и технику приобретем. Будем работать над качеством молока с помощью минеральных добавок. Что вы хотите от дохлой, больной коровы? Мы сделаем биохимический анализ крови каждой корове, определим, чего ее организму не хватает. Это не теория, в тех хозяйствах, где минеральную добавку «фелуцен» применяют, надои увеличились в среднем на два литра в день.
Словом, батюшка весь сейчас в расчетах и хозяйстве. То крыша на ферме под тяжестью снега провалится, то колхозников пора в чувство приводить. А чтобы подчеркнуть важность своей новой роли, на рабочем месте сидит батюшка в одежде светской. Хотя не забывает он и о храме. Главная забота – борьба с местным райпо за торговые ряды, которые всегда принадлежали церкви, а в семидесятые годы вдруг были переданы местной потребкооперации.
Особо трогательно говорит отец Григорий о былых, дореволюционных временах, когда село стояло на оживленном тракте и когда здесь было множество торговых рядов. И надеется, что сможет хоть отчасти восстановить былое величие села. От этого и приходу бы несомненная польза была. Да и авторитет церкви среди местных подрос бы.