Для собравшихся в зале молодых искусствоведов и ученых имя Болотцевой уже в ряду с именами известных краеведов прошлого, таких, как Иларион Александрович Тихомиров. Но многие из присутствующих хорошо помнят Ирину Петровну. Ее лучшая ученица – искусствовед Виктория Горшкова убеждена, что Болотцева заложила своими трудами базу для исследований в области ярославской иконописи. Все знали, что время русских икон – XV век, а ХVII – кризис, излет. Поспорив с этим постулатом, Ирина Петровна первой заговорила о ярославской школе иконописи. Соединив все особенности уникальных икон XVII века, она доказала, что они представляют большую культурную ценность.
Болотцева, человек широкого научного кругозора, определила место Ярославля в иконописной традиции Руси. Теперь в подтверждение ее взглядов на чтения съезжаются исследователи из многих городов центра России, из Москвы и Петербурга.
Болотцевские чтения всегда богаты открытиями. В докладе об облике церкви Иоанна Предтечи ярославский архитектор В. И. Софронов показал реконструкцию первоначального храма. Трудно себе представить, но с привычным нам Иоанном Предтечей старый имел мало общего.