о мере расширения деловой активности российский бизнес прямо или косвенно включает в свои расчеты административные ресурсы государства. И мы это видим повсеместно от каждой поездки президента в какую-либо страну. И группы бизнесменов, которые всегда сопровождают его, точно извлекают определенный административный ресурс при экспансии бизнеса в другие регионы и страны. Рынок не знает границы. И чем стремительнее экспансия наших российских компаний, тем меньше приходится считаться с ограничениями территориального размещения бизнеса.
Трудно представить возможность межрегионального бизнеса или транснационального проникновения на мировые рынки без поддержки государства. А каким способом можно заставить зарубежные компании, использующие наши недра по соглашениям о разделе продукции, покупать наше оборудование, часто не уступающее, между прочим, по качеству лучшим мировым образцам? Только с помощью государственной поддержки.
В послании Федеральному собранию в 2003 году Президент России поставил масштабную цель: удвоение прироста валового внутреннего продукта в течение десяти лет. Эта цель достижима и реальна. Но остался открытым вопрос: каким путем этого достигать?
В понимании каждого российского промышленника цели и средства должны быть взаимоувязаны. За счет чего прибавляться российской экономике? На сегодня это главный вопрос. За счет нефти, руды, леса? Либо за счет наукоемких технологий, базовые предпосылки к возрождению которых еще не утрачены? Суммарный интеллектуальный потенциал нации существует и значительно превышает аналогичный в целом ряде государств.
Но только пятая часть обрабатывающих отраслей промышленности в России конкурирует со странами ЕС. Отечественное машиностроение уходит с международного рынка. И главным экспортным продуктом страны остается минеральное сырье, продукция металлургии с низким уровнем добавленной стоимости, не способной перевести экономику в плюс. Фактически за последние десятилетия в России сложилась высококонцентрированная структура экспорта, для которой характерен рост и без того высокой доли продукции топливно-энергетического комплекса при неизменности доли машиностроительной продукции. Позиции российского машиностроения на рынках промышленно развитых стран Запада остаются крайне слабыми. Согласно данным Евростата, в 2000 году лишь 13 из 83 отраслей обрабатывающей промышленности России имели положительное сальдо в торговле со странами ЕС. В то время как, например, в Чехии таких отраслей было 43.
За период 90-х годов четыре отрасли российского машиностроения покинули группу 30 крупнейших отраслей – экспортеров продукции обрабатывающей промышленности в страны ЕС. Доля в экспорте наукоемких производств, таких как фармацевтика, компьютеры, оргтехника, медицинская аппаратура, оптика, аэрокосмическая промышленность, и специализированных производств – насосно-компрессорное оборудование, сельскохозяйственная техника, оборудование для горнодобывающего, металлургического, текстильного, пищевого производства, моторов, осветительных приборов и тому подобное – в сумме не превышала 5 процентов.
бщая тенденция мирового развития проявляется в постоянном снижении объемов материального производства в структуре ВВП практически всех развитых стран. Эта тенденция приобрела глобальный размах, распространившийся на Россию. Доля промышленности ВВП в России составляет сегодня 32 процента в ценах 2001 года, а сфера услуг – 53. Вот почему в сферу промышленной политики сегодня включают не только реальное производство, но и сектор услуг, играющий все более значимую роль как в экономически развитых странах, так и в России. Особенно в таких критически значимых для экономического развития секторах, как финансовые, интеллектуальные, информационные услуги.
Мы все понимаем, что слабая промышленность наносит ущерб всей нации. Достижение экономического роста, превышающего темп простого воспроизводства, – жизненно важная для России цель. Идея «Богатство – в знаниях, а не в недрах» должна стать общенациональной.
По прогнозам, доля высокотехнологической продукции в совокупном ВВП национальных экономик за первую четверть текущего столетия вырастет до 40 процентов. Вывести Россию на передовые позиции способны десятки отечественных проектов, находящихся на острие мирового технологического прогресса. Но они спят пока при пустых инвестиционных кассах.
Нельзя сказать, что правительство не уделяет внимания промышленности. Принимаются постановления, формируются федеральные целевые программы. Есть, в конце концов, госзаказ. Однако какой смысл принимать постановление о развитии отраслевых производств или намечать целевые программы, если они не выполняются? Причины не в слабости государственной дисциплины, а в устаревшем подходе. В сложившейся ситуации только система создания приоритетных промышленных проектов различного масштаба позволит сдвинуть с мертвой точки промышленное развитие. В рамках проекта как инструмента промышленной политики удастся прочно соединить административный, финансовый, структурный, технологический и рыночный ресурсы. Причем на каждом шаге реализации проекта можно установить адресный контроль результатов. Важно отметить, что выбор участников проекта тут сделает рынок, а не чиновник. Поскольку успехом на рынке пользуется тот, кто доказал свою конкурентоспособность.
нализ потребностей российской экономики показывает, что на сегодняшний день можно выделить два типа таких проектов. Первый – инфраструктурные, обслуживающие потребности экономики страны в целом и потому имеющие ограниченный потенциал с точки зрения прибыльности инвестиций частных компаний. Сюда в первую очередь относятся проекты транспортной, информационной, образовательной и научно-технической, социальной и коммунальной инфраструктуры жизнедеятельности населенных пунктов, в которых помещены хозяйственные объекты. Данные проекты, в отличие от проектов создания производственной инфраструктуры конкретного предприятия, дают позитивный эффект не только для компании-инвестора, но и для всех остальных компаний, условия деятельности которых улучшаются благодаря реализации этих проектов. Например, наращивание пропускной способности отечественных портов будет способствовать не только прибыли компаний-операторов, но и экспортеров, для которых расширяется доступ на внешние рынки.
В этих условиях государству целесообразно принимать на себя издержки финансирования соответствующих проектов либо осуществлять содействие частным компаниям, готовым приступить к их реализации при условии государственной поддержки. Такая поддержка может, в частности, принимать форму конкурсного размещения государственных заказов на оборудование (например, турбины для нефтегазопроводов), которые затем используются при реализации инфраструктурных проектов. Или субсидирование более широкого охвата территорий страны инфраструктурными сетями (Интернет, мобильная связь, коммунальные услуги и так далее).
Второй тип – это инновационные проекты, ориентированные на закрепление страны в перспективных нишах мировых рынков. Инновационные проекты ориентированы на создание качественно новых технологий и производств, являются, как правило, долгосрочными и требуют как высокой степени определенности бизнес-среды, так и беспрепятственного доступа компаний к длинным кредитным ресурсам. Оба эти условия в России сейчас отсутствуют.
Перед государством стоит задача скомпенсировать влияние данного негативного фактора, созданного во многом его же непоследовательной экономической политикой на протяжении прошедшего десятилетия. Поддержанные в рамках промышленной политики инновационные проекты могут преследовать две основные цели. Первая – это создание в рамках отечественной экономики замкнутых цепочек добавленной стоимости, на выходе которых создается конкурентоспособный по самым высоким мировым стандартам наукоемкий продукт. Вторая – это встраивание отечественных предприятий в глобальные цепочки с участием зарубежных транснациональных компаний. Но не в качестве поставщика материального или интеллектуального сырья, а в качестве поставщика технологического продукта, высокопрофессиональных и высокооплачиваемых интеллектуальных услуг.
Достижение первой цели связано прежде всего с повышением степени переработки сырья в отечественной промышленности: в металлургии, в нефтегазовом и лесохозяйственном комплексе; с реализацией забытого интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса; с налаживанием кооперации между инновационно активными предприятиями малого и среднего бизнеса, с одной стороны, и интегрированными промышленными группами – с другой.
Международный опыт свидетельствует, что создание национальных цепочек добавленной стоимости с участием компаний малого и среднего бизнеса является одним из важнейших ресурсов повышения конкурентоспособности. В свою очередь интеграция в глобальные цепочки добавленной стоимости – рецепт для тех производств, которые в силу объективных причин не могут стать лидерами на рынке. Государство уже потратило огромные деньги на поддержку умирающих отраслей. Сегодня очевидно, что никакие бюджетные вливания не позволят сделать конкурентоспособными российский автопром или гражданское авиастроение. Выход в реализации инновационных проектов, которые позволят компаниям и конструкторским бюро этих отраслей найти свою нишу в международной производственной кооперации.
бращает на себя внимание тот факт, что Евросоюз «для ускорения экономического роста» одобрил список из 56 приоритетных проектов. В него вошли 17 проектов в области энергетики, 8 в области связи, 31 в области транспорта. На их реализацию до 2010 года планируется выделить более 60 млрд. евро.
Соответственно можно выстроить не только федеральную, но и региональную политику по развитию промышленного потенциала. На региональном уровне реально выдвинуть такие же приоритетные проекты, учитывающие цели и возможности региональной экономики. Вероятно, часть из них войдет как составная часть в национальные проекты. Но часть будет ориентирована на решение конкретных территориальных проблем. Это проекты не второго сорта, а другого содержания. И федеральный уровень государственного управления не должен оставаться в стороне, взяв на себя ту часть экономического регулирования, которая выходит за пределы компетенции региональной власти.
Промышленная политика, как показывает опыт развитых стран, далеко не раздача денег по министерским спискам. Это создание условий, стимулирующих интенсивный высокопроизводительный труд. Любой предоставленный государством стимул (налоговый, кредитный, антимонопольный) ведет к выстраиванию компаниями собственных цепочек добавленной стоимости. До сих пор в России такие цепочки в основном создавались в рамках интегрированных промышленных групп, а средние или мелкие компании либо действовали самостоятельно, либо включались в цепочки добавленной стоимости зарубежных национальных корпораций.
Промышленная политика призвана стимулировать создание национальных цепочек добавленной стоимости, работающих на подъем конкурентоспособности отечественной, а не чужой экономики. Ни одна мало-мальски уважающая себя компания сейчас не обходится без выделения в своей структуре подразделения, занятого определением приоритетных направлений развития бизнеса. А на уровне государства от этого надо отказаться только потому, что это напоминает Госплан? Между прочим, не то плохо, что Госплан устанавливал приоритеты, а то, какими методами добивались их реализации. Тот, кто понимает промышленную политику как призыв к возврату или амнистированию этих методов, глубоко заблуждается. Концепция промышленной политики, разработанная нашим комитетом, прошла своеобразную апробацию при решении такой острой проблемы промышленного развития, как тарифы естественных монополий.
Комитет, руководствуясь сформулированными принципами, разработал позицию РСПП по этому комплексу вопросов, которые были доведены до сведения правительства. И надо отметить ту замечательную оперативность, с какой этот документ был рассмотрен. Он получил принципиальную поддержку.
Сейчас комитет подготовил доклад о мерах по улучшению инвестиционного климата в России, который после обсуждения на бюро правления будет направлен в правительство.
Как только не называют Россию, в том числе что это страна слов. Что ж, мы привыкли слушать авторитетное слово. Слова, сказанные Президентом России об удвоении ВВП, уже дали толчок, задали ориентир развития обрабатывающим и высокотехнологичным компаниям, которые способны обеспечить необходимые темпы роста экономики.
Мы сейчас стоим на пороге больших событий. Бизнес-сообщество рассчитывает, что было бы правильно в преддверии таких судьбоносных решений обозначить свои надежды. В категориях общенациональных задач – основные задачи промышленной политики, к которым мы бы отнесли следующие положения:
l стимулирование роста конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя;
l создание режима благоприятствования развитию сферы производства товаров и услуг в соответствии с потребностями внутреннего и мирового рынков;
l диверсификация ВВП с опережающим развитием обрабатывающего сектора промышленности и сектора с качественной инфраструктурой;
l масштабный выход российских товаров и услуг на мировые рынки.
Владимир ЕВТУШЕНКОВ,
председатель совета директоров ОАО «АФК «Система»,
руководитель Комитета по промышленной политике РСПП
(журнал «Промышленник России», специальный выпуск
по итогам ХIII съезда РСПП,
в сокращении).