Сегодня трудно себе представить, что когда-то фарфоровая чашка могла вызвать столь сильные человеческие эмоции как восхищение, удивление, зависть. Целых пять веков фарфор для европейцев оставался загадкой, чудом, к которому невозможно привыкнуть. Тонкие, полупрозрачные нарядные чашки Марко Поло привез в XIII веке в Европу из Китая. Технология их изготовления держалась в Поднебесной в тайне, разглашать ее запрещали под страхом смерти. О китайских чашках-недотрогах ходили легенды. Говорили, что даже яд в них теряет свою силу. Несколько столетий вся Европа была одержима «фарфоровой лихорадкой». Воспроизвести заморскую посуду так и не удалось – не было в Европе таких природных материалов, которые в Китае шли на производство фарфора.
Своим блеском он напоминал стекло. Первые попытки копирования привели к открытию фритового фарфора на стеклянной основе. «Высота» была взята в 1710 году в Саксонии. Мейсеновский завод выпустил первую чашку – такую же тонкую, изящную, как китайская. Вскоре в Европе фарфоровые заводы начали открываться буквально один за другим. Секреты мастерства по-прежнему держались в тайне.
Русским изобретателем фарфора называют Дмитрия Ивановича Виноградова. Он, в отличие от своих иностранных коллег, ничего не скрывал и написал научный труд с подробным объяснением всех технологических процессов изготовления фарфора. Талантливый химик, он сам конструировал печи для обжига. И хотя первые чашки были кривобоки и не очень красивы – это был уверенный, «русский» шаг в век фарфора.
В 1744 году в Петербурге открылся Императорский фарфоровый завод. Теперь наряду с золотой и серебряной посудой фарфор занял место на царском столе, да и не только на царском. Появилась традиция дарить чашки с сентиментальными надписями. Стоил подарок по тем временам недешево – 3 рубля. На эти деньги можно было купить корову.
Обрусевший английский купец Ф. Гарднер открыл одним из первых частный завод фарфора. На целую страну одного завода было, конечно, маловато, но в быт дворянских усадеб гарднеровский фарфор вошел прочно. Использовали фарфор как для сервировки стола, так и просто для украшения усадьбы. «Лучший хозяйский сервиз» полагалось, по воспоминаниям современников, хранить в кабинете главы семьи.
Широкому распространению фарфора во всех слоях общества способствовало появление заводов Гжели. На всю Россию прославился своими изделиями завод Попова, один из немногих доживших до наших дней и известный как Дмитровский завод.
Огромным спросом пользовалась простая фаянсовая посуда, сделанная на гжельских заводах Тереховых и Киселева. В конце XIX века настоящим российским фарфоровым королем стал Матвей Сидорович Кузнецов. Он владел половиной всех фарфоровых заводов России. Постоянное изучение спроса позволяло успешно вести торговлю с Ираном, Персией, Средней Азией, Китаем. Ярославцы помнят яркие пиалы, которые выпускал Первомайский фарфоровый завод – это и есть наследство, доставшееся нам от Кузнецова.
Интересно, что на родине фарфора, в Китае, кузнецовские вещи покупали охотнее, чем отечественные, считая их более «китайскими».
Изучив европейский рынок, Кузнецов наладил выпуск посуды с изображением дам в кринолинах, пастушков с дудочками – столь привлекательных для западного покупателя. «Завоевательный поход» Кузнецова в Европу остановила революция.
В ХХ веке каждая семья с определенным достатком имела фамильный фарфор, даже кочевые народы – цыгане – владели хрупкими чашками. Кроме посуды на заводах выпускали статуэтки. Нашел отражение в фарфоре и лубок. Благородный материал раскрашивали так же ярко, как лубочную картинку, добавляя незамысловатые стихи.
В коллекции музея представлен фарфор многих российских заводов, есть и западноевропейские вещи. Нынешняя выставка расскажет историю фарфора, покажет, как он использовался в быту русской усадьбы. Узнают посетители и о том, как экспонаты попали в музей. Многие были переданы сюда губернатором, городским головой, купцами и дворянами... В наши дни дарителями стали небогатые люди – научные сотрудники музея и смотрители.