Ставку налога чиновники предлагают снизить с нынешних 35,6 процента до 26. Причем для большинства компаний ЕСН, скорее всего, составит 19,5 процента – по такой ставке придется платить налог, если зарплата сотрудника колеблется в пределах 30 – 300 тыс. рублей в год. Окончательное решение по этому вопросу правительство еще не приняло.
Но эта благостная для предприятий и организаций налоговая реформа оборачивается неприятным сюрпризом для рядовых граждан. Сокращая единый социальный налог, средства которого идут в том числе и в Пенсионный фонд, и Фонд медицинского страхования, правительству необходимо компенсировать образующуюся брешь. Наши чиновники предложили закрыть ее новым побором с работников, которые помимо 13 процентов подоходного налога будут доплачивать еще 4 процента. Они уйдут на индивидуальные накопительные счета в ПФ. В итоге широко разрекламированный «самый низкий подоходный налог в Европе» фактически увеличится с 13 процентов до 17.
Исполняющий обязанности министра экономического развития Герман Греф уже успел объявить, что снижение единого социального налога не приведет к увеличению подоходного налога на четыре процента.
– Два процента (от запланированного 4-процентного увеличения) будут вычтены из подоходного налога, а другие два компенсированы за счет увеличения заработной платы, – уверен Герман Греф.
Так, Правительство России возьмет на себя увеличение зарплат бюджетников, а чтобы его примеру последовали владельцы частных компаний, «правительство найдет экономические методы воздействия». Будет ли работодатель повышать зарплату на лишние 4 процента – большой вопрос. Мы попросили ярославских руководителей и работников высказать свое мнение о последних планах правительства.
Владимир МАТРОСОВ, генеральный директор ОАО «Ярнефтехимстрой»:
– Я считаю, что планы нашего кабинета министров по снижению единого социального налога и фактическому увеличению подоходного налога не приведут к кардинальным улучшениям в работе предприятий. Сейчас беда в том, что из-за очень высоких налогов предприниматели не показывают реальную зарплату своих работников. 13 процентов подоходного налога плюс 35 единого соцналога – итого уже 48 процентов уходят с фонда оплаты труда. Снизив ЕСН, налоговое бремя предлагают перенести на рабочих. Но им тогда надо будет повышать зарплату. Если мы вынуждены своим строителям платить легально, то небольшие фирмы (и это не секрет) платят «черным налом», уходя от налогов. Налоги надо снижать в принципе, а единый социальный налог вообще лишний.
Елена ВАРНИКОВА, директор госпредприятия технической инвентаризации (БТИ):
– У нас уже снижали подоходный налог из-за того, что бизнес уходит от него. В итоге установили его в объеме 13 процентов, но и эту сумму многие предприниматели стараются не платить, а значительная часть людей получает зарплату в конвертах. Новая налоговая реформа может кончиться ничем и не решить эту проблему.
Александр СЕДЬМОВ, предприниматель:
– Сокращение ЕСН до 26 процентов и увеличение подоходного налога на 4 процента несущественно и не приведет к желаемым результатам. Для работников это только новый удар по кошелькам.
Игорь КУЗНЕЦОВ, менеджер коммерческой фирмы:
– Игры нашего государства с налогами всегда плохо заканчиваются для населения. Сейчас с нашей зарплаты высчитывается 13 процентов подоходного налога, что для нас более или менее очевидно, и еще 35 процентов с нее же идет как ЕСН, куда и на что, мы даже не знаем. При этом государство, забирая у нас 48 процентов от зарплаты, крайне неэффективно расходует эти деньги – пенсии мизерны, медицина фактически уже давно стала платной. Городские власти, которые получают наш подоходный налог, не могут даже расчистить улицы и справиться с гололедом. Что с них можно спрашивать сверх этого? Я против любого повышения налогов. Власть должна доверять населению и, снизив налоги, дать ему право самостоятельно решать – копить ли ему деньги на безбедное существование в старости или проесть их сейчас. Почему нас заставляют вкладывать собственные деньги в какие-то загадочные ЧУКи?