Сухие цифры Госкомстата уверяют нас, что начисленная среднемесячная заработная плата одного работника в России увеличилась в прошлом году на 25,5 процента – до 5512 рублей. При этом реально заработок россиян стал больше на 10,4 процента (до 5129 рублей). Хуже с пенсиями: если средний размер назначенных месячных пенсий вырос на 18,8 процента (до 1637 рублей), то их реальное наполнение поднялось всего на 4,5 процента.
Но если посмотреть, у кого действительно увеличились доходы, то получится, что у нас бедные совсем не богатеют, зато богатые получают все больше. Расслоение людей прогрессирует год от года. По данным все того же Госкомстата, в 2003 году на 10 процентов самых богатых людей приходилось почти 30 процентов всех доходов, а на долю 10 процентов наименее обеспеченных лишь 2,1 процента. При этом доходы наиболее богатых граждан страны были в 14,3 раза больше доходов самых бедных.
За время реформ разрыв между доходами этих полюсов российского общества увеличился почти впятеро: в 1991 году их доходы различались в 4,5 раза, в 2003-м – в 14,3 раза. По оценке эксперта, вице-президента РСПП по социальной политике Евгения Гонтмахера, реальная ситуация еще печальнее, чем рисует официальная статистика: доходы богатых выше доходов бедных не в 14,3, а в 30 раз.
Мы решили спросить ярославцев, почувствовали ли они на себе «беспрецедентный рост реальных доходов», который якобы случился в их кошельках в 2003 году.
Главный врач детской клинической больницы № 1 Ярославля Сергей Киселев так прокомментировал «рост доходов» на близких ему примерах:
– Начинающий врач без категории «стоил» до 1 октября 2003 года 1446 рублей, с правительственной и региональной надбавками – 1932 рубля. Врач высшей категории – 1812 рублей, с теми же надбавками – 2424 рубля. С 1 октября оклады работников бюджетной сферы были увеличены на 10 процентов, региональные надбавки – на 20 процентов, так что считайте.
Я, с учетом своей должности (главный врач), звания (заслуженный врач Российской Федерации), региональной надбавки, имею 3240 рублей. А в трамваях и троллейбусах развешаны объявления, что требуются кондукторы с окладом от 3500 до 4000.
Могут сказать, что за стаж 10 лет и выше платят еще 30 процентов, плюс премия около 30 процентов. Так что у кого было 2 тысячи, набегает три. Только что это особо меняет?
Не знаю, как там правительство считает, откуда оно берет цифры «реального роста доходов граждан», но у граждан свое мерило: хлеб и курс национальной валюты – водки. Хлеб дорожает. Растет и цена водки. А это значит, что подтянется и цена закуски.
Евгений Мухин, предприниматель, директор ООО «Инкомпроект»:
– В прошлом году я ощутил на себе рост доходов, но у меня это зависит от ведения дел в бизнесе, а не от правительства. Что же касается большинства населения нашей страны, то у власти, конечно, сейчас выгодная арифметика: сначала уровень доходов людей опустили до нуля, а теперь гордятся 14-процентным ростом.
Виктор Мелиховский, заведующий кафедрой экономической теории ЯрГУ, профессор:
– Нет, на себе я не очень ощутил провозглашенный реальный рост доходов населения. Заработная плата профессора, доктора наук, выросла за год всего на 600 рублей, или на 50 рублей в месяц. Сами понимаете, в условиях 12-процентной инфляции это крайне низкий показатель. У большинства населения ситуация такая же: рост доходов был «съеден» увеличением тарифов на ЖКХ и цен на товары первой необходимости. Я не согласен и с самим заявлением Починка о том, что это «беспрецедентный рост доходов населения». 14 процентов – это не 200 – 300 процентов, что можно было бы назвать «беспрецедентным». Это будет очень нескоро.
Галина Мигунова, специалист по делам молодежи, Пошехонье:
– Формально, конечно, доходы возросли, мне на тысячу зарплату повысили. Но разве это много? Да мы и этому-то обрадоваться не успели, тут же начали постепенно расплачиваться с долгами. Я теперь получаю около пяти тысяч, у мужа оклад – 1800, а у нас двое детей. Конечно, этих денег не хватает, но хорошо, хоть зарплату не задерживают. Ни о каких излишествах и речи нет, все деньги на еду уходят, а на вещи приходится в буквальном смысле выкраивать. Сейчас дочки – школьницы, а как потом их учить, где денег взять, даже не представляю.