Завод, где на постаменте у проходной появился недавно (настоящий, а не макет) грозный ястребок МИГ-24, и сегодня в высших сферах на добром счету.
Без топливных агрегатов, собранных в Гаврилов-Яме, не поднимутся в воздух ни гражданские ИЛ-86, ни ТУ-154, ни
боевые СУ-27 и недавно повторивший чкаловский пере-
лет на Дальний Восток и обратно СУ-30. Секрет такого долголетия известен в этих стенах всем. Предприятие, в годы шоковых реформ, по словам директора завода Владимира Корытова, «провалившееся до нуля», снова на крутом взлете и уже достигло показателей 1991 года за счет грамотно и энергично проведенной конверсии.
Семьдесят восемь процентов выработки сегодня дает «Агату» гражданская продукция: комплектующие узлы к двигателям ЯМЗ, гидравлика на автокраны, товары народного потребления – мотоблоки «Салют» (на снимке), детские коляски, багажные тележки, складная мебель из стальной и алюминиевой трубки. Идут стендовые испытания счетчика для автозаправок. Изготовлены по заказу частных предпринимателей четыре опытных образца нефтяного насоса для выработанных, так называемых малодебетных, скважин. Вскоре предстоит испытание их на Тюменской земле.
Чистая работа, что и говорить, требует свежего глаза и молодой сноровки. О рабочих кадрах завод заботится загодя – готовит их в местном филиале РГАТА. Техническое переоснащение производства в «Агате» продолжает набирать обороты. Нам показали здесь недавно смонтированный обрабатывающий центр по цене в миллион долларов. Посмотрели мы в действии и уникальную, как нетрудно догадаться, тоже совсем не дешевую измерительную машину английского образца. Что узел для авиадвигателя, что мотоколяску измеряет она с ювелирной точностью в полтора микрона.
На «Агате» на каждого пенсионера, а таковых здесь всего 36, приходится человек двадцать в возрасте до 30 лет, не только местных, но и ярославцев, тутаевцев, семибратовцев. Отсюда все главные надежды завода и помимо транспортных самые больные его заморочки. Всегда и всюду молодожены, ясно, хотят жить отдельно от родителей. На заводе открыт цех по сборке модульного жилья. Восемь одноквартирных домов по сорок пять квадратных метров в Гаврилов-Яме намедни заселили семьями молодых специалистов.
Общая стоимость такого дома 450 тыс. рублей. И хотя половину затрат берет на себя завод, ни у его дирекции, ни тем более у самих молодых язык не повернется назвать столь дорогой квадратный метр доступным. На заводскую программу по жилью банки смотрят косо – дескать, смелее привлекайте деньги будущих новоселов. Но самих-то новоселов, если им «не светит» действительно доступное жилье, средней зарплатой около восьми с половиной тысяч рублей (в прошлом году было семь) на завод не заманишь. Уходят в малый бизнес, чтобы подкопить и построить дом самостоятельно.
Руководство любящего ясность и определенность «Агата» все это устраивает мало, и заводская дирекция до лучших времен намерена заткнуть кадровые бреши... с помощью Китая. Собираются принять на работу из братской страны полторы сотни новобранцев.