В Даниловском уезде сыродельни впервые появились в 1877 году, а вскоре уезд стал одним из лидеров в этом производстве. 1951-й – год рождения Даниловского маслосырзавода. Его появление – прорыв в отрасли. До этого были так называемые низовые пункты, 13 молокоприемных пунктов, три масляных заводика, располагавшихся в деревянных избах. Как раз тогда возникли проблемы, связанные с сокращением поголовья скота, и выход нашли в централизации и освоении новых технологий. С тех пор завод был и остается одним из лидеров отрасли региона. И не только по количеству выпускаемой продукции. (Хотя и этот показатель не мал: если в 1998 году изготовили 648 тонн сыра, то в минувшем – 1408 тонн. В день, особенно летом, перерабатывается до 90 тонн молока.) Но главный критерий – качество. Почти на каждом шагу видишь маленький плакат, надпись на котором гласит: «Качество продукции определяет судьбу предприятия». И это не просто слова, это кредо всех работников завода. Конкуренция очень высока, рынок перенасыщен. И только безупречным качеством завод уверенно удерживается в своей экономической нише.
Об уникальности предприятия лучше всяких слов говорят более тридцати дипломов и более десятка медалей. В конкурсах предприятие начало участвовать совсем недавно, три года назад. И теперь каждый год как минимум добрый десяток наград за качество привозят заводчане. Ситуация для глубинки, для предприятия, расположенного даже не в областном центре, а в маленьком районном городке, исключительная.
Кроме трех сортов сыра («Костромской», «Данилов-ский», «Пошехонский») завод производит и расфасованное молоко, и кисломолочные продукты, в том числе и уникальный по своей полезности напиток «Для здоровья» с лактулозой «лазет», масло и сметану (такую густую, что ложка стоит). Практически каждый продукт удостоен награды, и не раз.
Во многом благодаря заводу живы крестьянские хозяй-ства не только Даниловского, но и соседних Некрасовского и Пошехонского районов. Теперь у селян нет проблем со сбытом молока, расплачиваются с ними всегда вовремя, порой даже дают деньги вперед, делятся прибылью, поставляют бесплатно необходимую технику. (И это немудрено: колхозы – полноправные партнеры, им принадлежит 49 процентов акций предприятия.) Директор завода Александр Питерский сам когда-то был председателем колхоза, поэтому проблемы села ему близки и понятны.
Продукция Даниловского маслосырзавода в рекламе не нуждается. Да и веры рекламе уже нет. Покупатель пытается дойти до всего своим умом, опытом. Поэтому неудивительно, что человек, попробовав даниловскую продукцию, вряд ли отдаст предпочтение какой-либо другой.
* * *
P. S. Когда статья уже была написана, выяснилось, что в наградной копилке предприятия новые прибавления – диплом за победу в конкурсе «Лучшее предприятие Ярославской области» в номинации «Компания-лидер» и золотая медаль всероссийского конкурса за кисломолочный напиток «Для здоровья», содержащий лактулозу «лазет» (рецепт которой разработан в стенах Ярославской государ-ственной испытательной лаборатории молочного сырья и продукции).