– Обсуждался такой вариант еще с лета, тогда, правда, речь шла о трех днях, но остановились на двух. Вызвана эта мера тем, что с нового года сокращаются доходы ФСС, – пояснил управляющий Ярославским региональным отделением Фонда Анатолий Кострикин. – Пособия по больничным листам мы выплачиваем из страховых платежей предприятий, а они с 1 января будут урезаны с 4 до 3,2 процента. Это ощутимая для нас потеря.
Какое она имеет денежное выражение в масштабах нашей области и каких подводных камней можно ожидать в потоке нововведений, Анатолий Михайлович комментировать не стал: официальных бумаг еще нет, а значит, и говорить о чем-то преждевременно.
Мы решили выяснить, что же все-таки с нами будет, и пошли в народ. Если где-то убыло – в бюджете ФСС, то в другом месте прибыло – в кармане работодателя. В наступающем году он должен распухнуть от денег, ведь ставка Единого социального налога будет снижена почти на 10 процентов. Казалось бы, что ему стоит взять на себя часть расходов по оплате больничных?
– А кто мне даст гарантию, что я вообще эти деньги получу? – говорит Людмила, сотрудница коммерческой организации. – Где это в законе такая обязанность за работодателем закреплена и кто будет его контролировать? Ничего нам не светит, болеть придется за свой счет. Вот и все.
Но даже если болеть и не за свой счет, то все равно денег будет меньше. Еще ко второму чтению бюджета ФСС правительство разрешило работодателям уменьшить выплаты по больничным листам на 15 процентов. Таким образом, за первые два дня болезни наши сограждане станут получать не дневную зарплату, а 80 – 85 процентов от нее.
– И все равно непонятно, откуда эти деньги брать, – недоумевает бухгалтер Татьяна. – То ли из прибыли предприятия, то ли сумму больничных можно будет включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу. Предпочтительнее, конечно, второй вариант, но государство все равно сделает так, как захочет. Просто чем дальше, тем меньше мы можем пользоваться услугами ФСС. Сначала они ограничили нам возможность пользоваться путевками на санаторно-курортное лечение, затем в детские оздоровительные лагеря, теперь сокращают выплаты по больничным листам.
Неясно, кто будет оплачивать первые два дня больничного работникам бюджетной сферы.
– Меня и нынешняя система оплаты не устраивает, а теперь ее только ухудшат, – говорит Ольга, сотрудница бюджетной организации. – У нас все говорят о поддержке материнства и детства, молодых специалистов, а на деле они самые заплеванные. При устройстве на работу или выходе с декретного первые три месяца больничный рассчитывают не по реальной зарплате, а по «минималке», которая сейчас 600 рублей в месяц. А то, что будущая мама до выхода в декретный пахала, и стаж, и разряд высокий имеет, до этого нет дела. Мой собственный больничный и больничный по уходу за ребенком вообще по-разному оплачиваются, это чистой воды дискриминация. Когда малыш болеет, нам с ним разве есть в два раза меньше хочется, чем когда я больна? Или кто-то думает, что детские лекарства дешевле взрослых?
Новую систему оплаты больничных в штыки встретили профсоюзы. Алексей Соколов, председатель областного профсоюза работников образования, сказал:
– Во-первых, у нас нет никакой уверенности в том, что люди смогут воспользоваться данным правом в полном объеме. Во-вторых, руководители организаций лишатся механизма материального стимулирования сотрудников. Поясню на примере учителей. Педагог ушел на больничный, который ему оплачивает ФСС. Уроки вместо него ведет коллега, за что получает доплату из фонда экономии заработной платы. Теперь, когда первые дни болезни будут оплачиваться за счет самого учреждения, этот фонд сократится. Захочет ли в новых условиях учитель, и без того работающий на две ставки, брать дополнительную нагрузку? Мы не считаем, что наше государство настолько бедно, что не может обеспечить финансирование ФСС в полном объеме.
Новый порядок оплаты больничных не волнует разве что тех, кто получает зарплату по «серым» и «черным» схемам.
Александр, сотрудник коммерческого предприятия:
– У нас в конторе свои методики выплат, одному начальству ведомые. Реальная зар-плата раза в 4 – 5 выше той, что указывается в ведомостях, но бюллетени оплачивают полностью, с реальных денег. У друга в фирме с зарплатой картина такая же, а вот больничные им рассчитывают по тем цифрам, что в документах фиксируются. Они там, конечно, в случае болезни здорово теряют. Но что делать, в принципе каждый знает, на что идет. То ли сейчас деньги иметь, то ли на старость во всякие фонды отчислять. Еще неизвестно, что через десять лет с этими «сбережениями» будет.
Другой наемник коммерческой фирмы сказал:
– А у нас все гораздо проще: работаешь – получаешь деньги, не работаешь – не получаешь. И больничные эти никто не оформляет, на фиг они кому нужны.