Конечно-конечно, всю эту прелесть непременно хочется притащить в собственные владения. Чтоб и у меня – все такое же! Что ж, раз так, поговорим о бренном. О том, что шуршит в карманах и просится наружу. Сколько стоит новогодняя сказка, а точнее, главные ее составляющие, мы отправились выяснять на ярославскую ярмарку.
С чего начнем? Конечно, с елки. Для живых еще не время, а вот искусственные уже заполонили магазины и рынки в сумасшедшем ассортименте. От 60сантиметровых по 200 рублей до трехметровых деревьев стоимостью 4 тысячи и выше. Китайские, финские, русские, ирландские – все красавицы. Но цены разные. Например, если полутораметровую китайскую можно найти и за тысячу, то такой же высоты финская – не менее чем за три. Говорят, вторые гораздо качественнее. Российские новогодние ели тоже недешевы. Полтора метра синтетики из Санкт-Петербурга стоит около 4 тыс. рублей. Есть и с настоящими шишками. Например, за шикарную пушистую ель ирландского производства с прикрепленными к ветвям сушеными шишками придется выложить пять с половиной тысяч целковых.
Итак, елка есть, очередь за украшением. Сейчас на российском культурном фронте в моде западный минимализм: елка украшена в едином стиле. Матовые или серебристые шарики одного цвета (100 рублей за 4 штуки) с блестящими бантиками (120 – за десяток), наконечник (80 – 100 рублей), электрогирлянда (160 свечей – 360 рублей, 200 – 425, 240 – 490). Торжественно и красиво. Но как-то чужеродно. Русский глаз требует раздолья: чтоб игрушек побольше и все разные, да еще мишура. Примитивные украшения, стилизованные под советские, можно купить от 15 рублей за штуку, стеклянные бусы за 80. Шары, шишечки, сосульки в пластиковом варианте – рублей по 60 за четыре штуки. Стеклянные – дороже. Например, красивый шар ручной росписи – от 100 рублей. Елочный сотовый телефон – новинка сезона – стоит тридцатник. Мишура – от 15 до 70 рублей.
Честно говоря, я – поклонница традиционной русской елки. А потому для полного счастья хочется поставить под дерево Деда Мороза со Снегурочкой. Как выяснилось, мне подобных средь народа немало. А вот среди производителей новогодней атрибутики просто нет: русского деда с внучкой не сыщешь без собак.
– Вы знаете, многие спрашивают, – сокрушается продавец одного из центральных магазинов. – Но у нас давно такого нет. Только западные Санты со своими оленями.
Действительно, куда ни глянь – ненашенские деды в коротеньких красных курточках. В одном магазине мне указали на типичного западного волшебника, который поет «В лесу родилась елочка». Феномен ценой в 230 рублей народ скупает только потому, что русскоязычный. А в другом магазине я с восторгом обнаружила настоящего Деда Мороза – в шапке с опушкой, длинной богатой шубе с узорами и огромным мешком за плечами. Все как надо. Только поет – представьте себе! – Merry Christmas. Впрочем, если не включать, под елку вполне сгодится. Цена – 750 целковых. Сложнее оказалось со Снегуркой. Наиболее подходящая – русифицированная Барби в голубой шубке и кокошнике. Стоять ледяная дева не может, только сидеть, зато стоит – 403 рубля.
Предновогодние товары щедры на сюрпризы. Чего только не напридумывают производители, чтобы удивить народ. Видно, сама природа праздника обязывает. Причиной моего по-трясения стало некое новогоднее чудо, или, вернее сказать, чудовище. В одном магазине продается огромный музыкальный Санта-Мороз, изготовленный в Голландии. Ростом он около полутора метров, толстый, розовощекий, белобородый, одет в красный костюм Санта-Клауса. Куча потайных кнопочек обеспечивает механической кукле такую же кучу возможностей. Она может петь, покачиваясь из стороны в сторону, шевелить руками и ногами. Еще может расти в высоту – за счет удлинения ног. Но что уж просто сражает наповал – дед в совершен-стве владеет двумя языками. Повернешь специальный рычажок влево – перед вами примерный Санта-Клаус, завывающий электронным гундосым голосом что-то свое, иностранное. Повернешь вправо – и вот он уже представляется Дедом Морозом, убедительно припевая по-русски: «Я музыкальный Дед Мороз».
Не смущает мнимого «русского», что и костюмчик на нем чужеземный, и улыбочка все та же – западная, главное, рашен пипл понимает. Общее впечатление пугающее, а потому детям лучше не показывать. Не менее страшна и цена сказочного полиглота – 35 тыс. рублей. За такие деньги, знаете ли, можно живого профессора-лингвиста нанять. Он для вас за тысячу долларов не только костюм Деда Мороза примерит, но и споет на различных языках, вплоть до китайского и иврита, еще спляшет и стихи о любви прочтет.
Но это к вопросу о том, что бывает. Если вернуться к нашей сказке, то, пожалуй, кое-чего в ней не хватает. Например, новогодних поздравлений родным и близким. Открытки на все вкусы – от двух с половиной до 16 рублей. Здесь вам и белочки, и зайчики, и снегири, и Снегурочки в неглиже. Как говорится, каждому свое. И наконец, последнее: петух. Год грядущий пройдет под его знаком, а следовательно, хоть какой-то, например, в виде брелка за 15 рублей или керамической статуэтки с шуточной надписью, от 150 до 250, в доме должен присутствовать. Мне, например, весьма приглянулись мягкие петушки на одном уличном лотке. Разноцветные, с торчащими в разные стороны нитями, выглядели они очень мило. Оказалось, 120-рублевые птички еще и поют. Услужливый продавец ткнул замерз-шим пальцем в мягкий игрушечный живот.
– Ole-ole-ole-ole, we are the champions! – прокукарекало существо.
Ну вот, опять по-английски. Хорошо, хоть не Merry Christmas – эта развеселая песенка уже на зубах скрипит.