Новые обязанности
Сумма собственных доходов консолидированного бюджета региона в 2005 году составит 16,5 млрд. рублей (чуть больше ожидаемого исполнения этого года). Расходы и доходы областного бюджета равны 11,4 миллиарда. Тем самым проект областного бюджета составлен без дефицита.
– Задолженность предприятий по налогам не столь велика, чтобы мы могли за счет их покрыть возможный дефицит бюджета, – поясняет Анатолий Лисицын. – Администрации области надо мобилизовать ресурсы на повышение зарплаты бюджетников на 20 процентов. Оно пока не запланировано в бюджете. Цена вопроса – 800 млн. рублей.
Интересно, что депутаты облдумы приняли в декабре прошлого года дефицит бюджета региона 2004 года в размере 1,1 млрд. рублей. Цифры сопоставимы, поэтому поиск дополнительного миллиарда (неважно, для закрытия дыры в казне или для увеличения жалованья бюджетникам, работникам ярославского «Белого дома») все равно предстоит. Губернатор уже назвал потенциальные источники допдоходов – продажа аэропорта «Туношна», сокращение госаппарата, вывод из тени доходов малого бизнеса (см. материал «Где взять деньги на повышение зарплаты» в номере «Северного края» за 2 декабря 2004 года).
Депутаты уже убедились, что сравнение проекта бюджета на этот год с ранее принятыми финансовыми росписями весьма затруднительно. Именно поэтому сотрудники областной контрольно-счетной палаты пришли к выводу, что «сделать сравнительный анализ структуры и динамики расходов бюджета не представляется возможным». Ведь ранее финансисты формировали новый бюджет на базе предыдущего. Сейчас же, по словам замгубернатора Анатолия Федорова, в Думу представлен «абсолютно новый бюджет».
Прежде всего на регион свалились дополнительные полномочия, что вызвало резкий рост расходов по отдельным статьям. К тому же классификация бюджетных расходов неприятно удивит депутатов: деньги разложены не по тем «полочкам», к которым они привыкли. Новую классификацию придумали в Минфине для федерального бюджета, поэтому в бюджете региона очень странно смотрится такая строчка, как «Национальная оборона» (17,3 млн. рублей на содержание областного запасного пункта управления, складов мобилизационного резерва и колонны).
Исчезла строчка «Государственное управление и муниципальное самоуправление», с которой депутаты традиционно начинали изучение бюджета. Первой стоит «Общегосударственные вопросы». Здесь самая большая статья расходов даже не содержание аппарата обладминистрации (134 млн. рублей), а ... обслуживание государственного долга (370 миллионов). Видимо, раз для министра финансов РФ Алексея Кудрина выплата долгов – первоочередное дело, то в новой классификации этой строчке отвели почетное первое место.
Депутаты облдумы крайне удивились, узнав о резком сокращении расходов на содержание исполнительной власти области (с 438 до 134 млн. рублей). Анатолий Федоров объяснил, что и тут Минфин РФ применил хитрость: затраты на содержание федеральных министерств или областных департаментов теперь входят в бюджеты соответствующих отраслей. То есть расходы на аппарат департамента образования числятся по статье «Образование». Общие же расходы на госаппарат практически невозможно сосчитать.
Расходы на АПК и транспорт объединили под рубрикой «Национальная экономика» (1,8 млрд. рублей). Затраты на сельское хозяйство и рыболовство сокращаются с 309 до 203 миллионов. Транспортными расходами теперь считаются не только дотации, направляемые АТП, но и средства на строительство моста через Волгу или ремонт дорог (1 млрд. 265 млн. рублей).
Еще одна причина перетряски в губернской казне – необходимость выполнения федерального закона о монетизации льгот (губернатор считает это основной задачей бюджета области). Фактически речь идет о радикальном перераспределении полномочий между уровнями власти. Федералы скинули на регионы детские пособия (195 млн. рублей), начальное профобразование (408 млн.), противопожарную службу (107 млн.), финансирование льгот ветеранам труда (1,5 млрд.), субсидии малообеспеченным по жилищно-коммунальным платежам (400 млн. рублей).
С местного уровня на областной переходят зарплата работников здравоохранения (1 млрд. рублей), расходы на содержание школ в Ярославле (400 млн.), финансирование специализированной медпомощи (60 млн.), коррекционные школы-интернаты (45 млн.), органы соцзащиты населения (370 млн. рублей). В целом дополнительные полномочия, переданные на областной уровень власти с федерального и местного, оцениваются в 4,3 миллиарда. С учетом новых расходов на социальные нужды будет тратиться 80 процентов губернской казны.
Где взять деньги
Где же областные власти возьмут миллиарды рублей, необходимые для обеспечения новых затрат? Анатолий Федоров говорит, что приходится урезать другие расходы. Всего для полного финансирования всех статей бюджета, по оценке замгубернатора по финансам, надо найти еще 2,8 миллиарда. Соответствующая заявка уже отослана в Минфин. От федерального бюджета помощи ждать, конечно, можно, но лучше на нее не рассчитывать. Поэтому в ярославском «Белом доме» решили найти внутренние источники – вслед за полномочиями изъять у муниципальных образований часть налоговых доходов.
Если консолидированный бюджет региона в этом и следующем году составляет около 16 млрд. рублей, то распределение денег изменится: доходы областного бюджета увеличатся с 9 до 11,4 миллиона.
– Мы сделали это не потому, что нам хотелось перетащить все налоги в областной бюджет, а по требованию федерального законодательства, – заметил Анатолий Федоров.
Действительно, перераспределение налогов за областные власти провели депутаты Госдумы РФ. В этом году доходы от налога на прибыль организаций делились между федеральным, областным и местными бюджетами. С 2005-го федералы изымают у области часть поступлений от налога (около 300 млн. рублей), одновременно, полностью лишив города и районы этого доходного источника.
В нынешнем году в порядке эксперимента власти Ярославской области отдали большую часть доходов от своей доли налога на прибыль муниципальным образованиям. Анатолий Лисицын в декабре 2003-го предложил главам городов и районов честную сделку: крутитесь, добивайтесь от своих предприятий уплаты налога на прибыль, привлекайте новых инвесторов, заработанное – ваше.
В качестве удочки для ловли рыбы (то есть поиска допдоходов) выступал областной закон «О стимулировании экономического развития». Углич и Ростов смогли изрядно пополнить свой бюджет за счет прихода иногородних фирм, но вмешательство генпрокуратуры приостановило этот процесс. А вот руководители многих районов просто обрадовались свалившимся на них деньгам и особой инициативы не проявили.
Поэтому губернатор Анатолий Лисицын в 2005 году решил не оставлять областную долю налога на прибыль муниципальным образованиям. Это следует из внесенного в облдуму проекта регионального бюджета. Если депутаты его примут, то доходы губернской казны по этому налогу должны возрасти с 1,3 (план нынешнего года) до 3,5 млрд. рублей в 2005-м. Один миллиард, к примеру, будет изыматься у Ярославля.
Впрочем, возможны исключения. Администрации ряда районов (того же Углича) просят облдуму разрешить им и дальше работать по закону «О стимулировании...». Анатолий Лисицын согласен отдать этим муниципальным округам доходы от налога на прибыль. Ведь только Углич может получить по такой схеме 500 млн. рублей дополнительных доходов.
В пользу губернской казны изменится распределение налога на имущество. Если в прошлом году область делилась с муниципалами половиной поступлений, то теперь забирает все доходы себе. К примеру, Ярославль лишается почти 500 миллионов. В итоге поступления от этого налога в областном бюджете увеличатся в два раза – с 760 млн. до 1,4 млрд. рублей.
Еще один существенный источник пополнения казны области – налог на доходы физических лиц. Если в этом году от 67 до 100 процентов доходов от него оставалось в местных бюджетах, то теперь согласно новому федеральному законодательству они делятся пополам между областью и муниципальными образованиями. С учетом перераспределения, а также 17-процентного роста зарплат жителей региона доходы губернской казны по этому налогу должны увеличиться с 1,6 до 3,2 млрд. рублей.
Бюджет области в будущем году застрахован от провала по акцизам. Из-за форс-мажорной блокировки закона «О стимулировании экономического развития» в 2004 году доходы по этому налогу оказались меньше запланированных на 1,5 млрд. рублей. Финансисты сделали поправки и планируют за счет акцизов на пиво, алкоголь и нефтепродукты пополнить казну на 2 миллиарда (что близко к реальным сборам нынешнего года с учетом индексации налога).
Четыре котла для муниципалов
Абсолютно по-новому будет распределяться и финансовая помощь муниципальным образованиям области (5 млрд. рублей). Она пойдет на места через четыре фонда. Правила дележки денег максимально приблизятся к условиям 2006 года, когда в области будет около сотни местных бюджетов.
Чтобы финансисты не запутались, на федеральном уровне решили, что расчеты будут делаться чисто арифметически. Так, 544 млн. рублей фонда финансовой помощи призваны сгладить различия в налоговом потенциале между местными бюджетами в будущем году. Потенциальные доходы города или района поделят на число жителей – вот и сумма дотаций. Сложный и запутанный механизм согласований между областными и местными руководителями уйдет в прошлое. Раньше мэр Ярославля Виктор Волончунас мог требовать прибавки, ссылаясь на большое коммунальное хозяйство, необходимость дотировать убытки предприятий городского пассажирского транспорта, и частично ему удавалось добиться своего.
– Теперь все дотации будут рассчитываться по единой методике. Никаких любимчиков среди муниципальных образований просто не может быть, – заверил Анатолий Федоров.
Но формула распределения денег составлена таким образом, что их у районов хватать на все никогда не будет. Местные власти вынуждены либо мобилизовать свои доходы (весь земельный налог и налог на имущество физических лиц, 90 процентов поступлений от «вмененки» и т. д.), либо сокращать сеть бюджетных учреждений.
С будущего года отменена централизованная закупка мазута, угля и других энергоресурсов для муниципальных образований. Ранее 70 процентов этих затрат брал на себя бюджет области.
– Мы проводили закупки, финансировали их, закрывали все дыры на местах. Теперь просто будем отдавать деньги на места, а главы территорий должны правильно распределить их у себя – не допустить остановки котельных и роста долгов перед энергетиками и газовиками. Для них задача новая и очень ответственная, – считает Анатолий Лисицын.
Через фонд софинансирования социальных расходов будет выделено муниципальным образованиям 436 млн. рублей на оплату услуг по теплоснабжению жилищного фонда. Субвенции властям районов на оплату топливно-энергетических ресурсов решено трансформировать в субсидии малообеспеченным гражданам, которым не хватает средств на оплату услуг ЖКХ. То есть деньги будут тратиться не на мазут, а на помощь людям.