Для участия в ней представили свои экспозиции более пяти десятков малых акционерных предприятий и частных предпринимателей из Ярославля и районов области, из Москвы, Владимира, Твери, Оренбурга, Тулы, других городов нашей страны и даже из ближнего зарубежья – из Минска.
Все выставленное здесь можно было купить. И посетители выставки выстраивались в очередь за вологодскими молочными продуктами и мясоколбасными изделиями из Буя (Костромская область). Хватали белорусский трикотаж и тульские пряники, копченую рыбу, привезенную с берегов Рыбинского водохранилища, бижутерию и многие другие товары, изготовленные в том числе и ярославскими предпринимателями.
Для организаторов выставки-ярмарки, а кроме ЦНТИ в этой роли выступила и администрация Ярославской области, важным, однако, был не факт появления в городе еще одного «мини-рынка». Пусть временного, но с очень широким ассортиментом... При официальном открытии мероприятия, а также на «круглом столе», состоявшемся в первый день выставки, высокопоставленный чиновный люд излагал внушительные мысли о значимости малого бизнеса для экономики страны и региона, для повышения благосостояния всего населения. Это и наполнение прилавков, и все новые рабочие места. Ведь тенденции экономического развития таковы, что промышленные гиганты часто оказываются нежизнеспособными. Они передают часть своего производства на малые предприятия, сокращают свой персонал. Не все сокращенные, конечно, станут предпринимателями, но очень многие смогут найти новую работу на появляющихся небольших предприятиях.
Начальник управления государственной поддержки и развития предпринимательской деятельности администрации Ярославской области Александр Рябухин говорил о пользе малого бизнеса для пополнения казны. А эти доходы уже сейчас составляют одну из важнейших частей бюджетов муниципальных округов, в дальнейшем же их значимость может лишь возрастать. Он рассказал о четырех способах извлечения и увеличения этих доходов.
Первый – это сдача в аренду муниципального имущества. Иногда забота местных властей о малом бизнесе приносит лишь взаимный вред. Здания и помещения сдаются в аренду по очень льготным расценкам. Предприниматель, получивший его, использует для собственных производственно-коммерческих целей лишь малую часть (процентов десять), а остальное сдает в субаренду, но уже по коммерческим ценам. В результате страдают и бюджет (в материальном плане), и субарендаторы (в моральном: почему на них зарабатывает не власть, а коллега, которому лишь больше повезло!).
Второе. Продажа муниципальной собственности и земли. Федеральное законодательство поставило такую задачу перед региональными и муниципальными органами власти. Важно озаботиться лишь тем, чтобы оно не ушло к более богатым московским, питерским бизнесменам. Ибо так можно подорвать бизнес местных предпринимателей, арендующих то, что выставлено на продажу, но не способных это купить.
Хотя и из дальних краев бизнесмены нужны. Они могут выступить в роли инвесторов, создать новый бизнес, платить налоги, приносить пользу властям и населению выбранного ими муниципального округа. Но их надо заинтересовать, предложить им что-то... Однако часто бывает так. Обратятся в областную администрацию предприниматели из Москвы, например, говорят, хотели бы разместить такое-то производство в таком-то районе. Из «области» звонят «в район»: дайте список помещений, соответствующих таким-то требованиям. А районные власти и не знают, что у них есть... Пока выясняют, потенциальный инвестор уже ушел, быстрее нашел что-то подходящее в другом месте. В Тверской, Владимирской областях... Чтобы такого не случалось, в каждом муниципальном округе должен иметься реестр свободных, неиспользующихся помещений с подробной характеристикой существующих коммуникаций.
Единый налог на вмененный доход, половина которого поступает в муниципальный бюджет. Сейчас его ставку устанавливает областная власть. С 2006 года это станет районной прерогативой. Надо учиться делать все правильно: возьмешь слишком мало – обеднишь казну, много – убегут предприниматели в другой район, а финансовый эффект тот же...
Наконец, последняя проблема – сложности с прохождением различных согласований для вновь открывающихся производств, поборы с предпринимателей при этом... И у нее есть решение. В России, правда, неизвестно о применении такого механизма. Зато в Германии существует специальная должность чиновника-лоцмана. К нему приходит бизнесмен и отдает все документы, которые необходимо согласовать. И чиновник отправляется по инстанциям. У него получается быстрее. И ни одна санитарная, пожарная или какая другая служба не посмеет вымогать с него взятки...
Хотя нет, есть пример в Ярославле... Виктор Волончунас признался на одном из совещаний, что МП «Старый город» давно работает, а ему, мэру, лично взявшему на себя функции «лоцмана», до сих пор не удалось получить необходимые согласования у пожарных!