По данным областного департамента финансов, на 1 октября в консолидированный бюджет региона поступило налогов 10,6 млрд. рублей при годовом плане в 16,5 млрд. (собрано 64 процента). За 9 месяцев недобрано 1,5 млрд. рублей. Губернская казна за девять месяцев смогла получить только половину всех налогов (4,1 млрд. рублей против 8,2 млрд.). Чуть лучше ситуация в муниципальных образованиях. Здесь собрано 6,4 млрд. рублей против 6,3 млрд., запланированных к 1 октября.
Поступления от неналоговых доходов, дотации и субвенции из федерального бюджета помогли несколько выравнять ситуацию. С их учетом доходы губернской казны за девять месяцев составляют 5 млрд. рублей при годовом плане в 9,2 млрд. (выполнение 54 процента). Местные бюджеты располагают 9,8 млрд. рублей при годовом плане в 13,3 млрд. При этом расходы областного бюджета составили 6,4 млрд., а муниципальных – 9,8 млрд. рублей.
Из отчета «Белого дома» следует, что деньги в основном тратились на выплату текущей зарплаты работникам бюджетной сферы. Администрацией области профинансированы также работы по подготовке к зиме котельных, ремонт инженерной инфраструктуры и мероприятия по энергосбережению в ЖКХ и на объектах социальной сферы.
Причины провала доходной части бюджета мы попросили прокомментировать депутатов облдумы.
– Администрация области, к сожалению, никакой пояснительной записки к отчету об исполнении бюджета не приложила, – заметил депутат Олег Виноградов. – Но цифры говорят сами за себя: план поступлений доходов по акцизам выполнен на 37 процентов. Недобор 2,2 млрд. рублей. Основной причиной такого провала власть называет приостановление действия областного закона «О стимулировании экономического развития» и связывает это с появлением в регионе следователей Генпрокуратуры. По другим налогам поступления составили в среднем 66 процентов от плана. Это нормально. И только провал по акцизам тянет нас вниз.
Что же делать? Олег Виноградов напомнил, что пару месяцев назад облдума приняла закон о сокращении расходов и доходов областного бюджета на 300 млн. рублей, и считает, что этим дело не ограничивается. Уже тогда было ясно, что нам не хватает около миллиарда рублей. Приходится закрывать эту финансовую дыру за счет размещения областных займов. Страдает бюджет развития, наращиваются долги по ЖКХ, не финансируются целевые программы. По мнению депутата, облдуме в декабре опять придется провести секвестр областного бюджета.
Депутат Вера Никольская, председатель комиссии по социальной политике, считает, что уже при формировании доходной части бюджета нынешнего года администрация допустила ошибку, посчитав средства, которые якобы должны были прийти в регион благодаря закону «О стимулировании экономического развития». Получилось как в русской пословице: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Теперь, когда рассчитывали на одну сумму, а имеем значительно меньшую, нужно идти на непопулярные меры – сокращать расходы. Вера Николаевна считает, что в ближайшее время нужно весьма детально проанализировать ход исполнения бюджета за девять месяцев, чтобы в следующем году не повторить сегодняшних ошибок. Помимо этого, она отметила, что и общая экономическая ситуация в стране остается сложной. Прирост ВВП идет совсем не теми темпами, о которых говорили в начале 2004 года.
Интересно, что при дефиците губернской казны в 1,4 млрд. рублей расходы местных бюджетов превышают доходы на сравнительно небольшую величину – 44 млн. рублей. По данным областного департамента финансов, отправленным в Минфин РФ, все бюджеты муниципальных образований области, кроме Ярославля, закончили девять месяцев с профицитом. В лидерах – Ярославский район (114 млн. рублей), Углич (77 млн. рублей), Рыбинск (50 млн. рублей).
Надо думать, такое известие вызовет изумление у жителей села и малых городов. Денег там едва хватает на выплату зарплат бюджетникам, а задержки жалованья коммунальщикам стали традицией. Наконец, энергетики с наступлением зимы начали жестко требовать долги по оплате за электричество. И это все при профиците!
Однако загадка здесь кроется в том, что бюджеты многих районов области составлялись «с секретом» – финансирование ЖКХ было заложено не в полном объеме. В отчетах, отправляемых в Москву, значится профицит, а на местах как не было денег, так их и нет.