по выпуску топливных насосов высокого давления для автомобилей КамАЗ. Вот уже второй год этот праздник вместе с коллективом ЯЗДА отмечает завод топливной аппаратуры. Оба предприятия теперь работают вместе
в составе компании «Топливоподающие системы». И это не просто, как в середине семидесятых годов, объединение под одной вывеской. Идет колоссальная перестройка производства. С площадок ЯЗТА за Волгу уже перевезено прецизионное производство, в эти дни готовится к переезду туда же сборочный цех – под одну крышу со сборочным производством завода дизельной аппаратуры. Буквально на наших глазах на рынке топливоподающих систем рождается мощный промышленный комплекс с широким ассортиментом изделий, покрывающим практически все потребности дизельных заводов России и Белоруссии в топливной аппаратуре.
О первых результатах и перспективах этой совместной работы наш корреспондент беседовал с генеральным директором бизнеса «Топливоподающие системы» Алексеем Николаевичем Коромысловым.
– Алексей Николаевич, в день рождения Ярославского завода дизельной аппаратуры уместно вспомнить о его родителях. А у колыбели ЯЗДА стоял коллектив завода топливной аппаратуры. Это его конструкторы, технологи и рабочие создавали сначала у себя на предприятии первые образцы топливной аппаратуры для КамАЗа, а затем помогли освоить их серийное производство за Волгой. И, наверное, то, что спустя три десятилетия эти родственные предприятия вновь объединяются, по-своему справедливо и разумно.
– На самом деле, хотя не все об этом помнят, завод дизельной аппаратуры вырос и встал на ноги по-настоящему при активной поддержке завода топливной аппаратуры. Он был его кузницей кадров, источником многих конструкторских и технологических решений.
Разъединение этих двух родственных заводов с начала перестройки и до начала нового века на фоне падения производства во всех отраслях я считаю противоестественным. Это была досадная и дорогостоящая ошибка, допущенная из-за несовершенства законодательства, неустроенности рынка, амбиций руководителей. Рано или поздно эту ошибку необходимо было исправить, что мы теперь и делаем. Сейчас заводы вернулись в одну семью, и это восстановление справедливости и здравого смысла. Они просто были обречены на совместную работу.
– Как в коллективах переживают этот процесс слияния в один бизнес «Топливоподающие системы»?
– Начиналось объединение очень трудно. Не так быстро, как мне бы хотелось, но сейчас ситуация меняется. Есть еще довольно много людей, для которых это пусть и бархатная, но все-таки революция, ломка привычного. Ведь в течение более чем десятилетия коллективы не просто работали врозь, во многом дублируя друг друга (так как значительная часть технологических процессов и базовых деталей для топливоподающих систем ярославского, минского или камского и ряда других дизелей общие, похожие), не только тратили лишнее рабочее время, ресурсы, интеллектуальный потенциал, их еще и стравливали, превращая конкуренцию в холодную войну. Специалисты с одного завода не могли попасть на другой, даже если в этом была обоюдная необходимость и выгода.
За один год устранить следы этого противостояния невозможно. Хотя мы стараемся сделать так, чтобы это объединение было осознанным по всем направлениям, не только в работе. Мы проводим совместные праздники, спартакиады. И этот день рождения отмечаем вместе, так же будем отмечать в августе 75-летие завода топливной аппаратуры. Ведь создание компании не означает ликвидацию заводов, не влечет за собой стирание лица предприятий. Напротив, объединяются усилия, объединяется все лучшее в традициях. Мы делаем все, чтобы больше было неформального общения между нашими работниками с ЯЗТА и ЯЗДА.
– Преодолеть психологическую несовместимость, пожалуй, посложнее, чем технологическую.
– Мы это делаем, несмотря на объективные трудности, на то, что при объединении какие-то службы, должности оказываются лишними. Сейчас уже все понимают: не нужны два одинаковых цеха, два одинаковых отдела, управятся один цех и один отдел. Но боятся уже не за свой цех, службу, а за свое положение в компании. Вот эта боязнь достаточно серьезно мешала объединению. И первое время я беспокоился: не пошел бы вспять раскрученный нами маховик слияния заводов в компанию. Но теперь можно сказать, что процесс этот уже необратим. Та стена, вроде Берлинской, которая была между коллективами на первом этапе, разрушена. Под одну крышу перебрались и объединились прецизионные производства, к апрелю перевезем полностью с ЯЗТА сборочный цех. Новое сборочное производство размещаем на площадях цеха ремонта топливной аппаратуры ЯЗДА. Эти мощности объединенной сборки создаются с расчетом на перспективу, исходя из роста объемов производства аппаратуры типа «Компакт-40» и постепенного замещения ею топливных насосов старых серий.
И внешних проблем еще много. Юридические препоны – все-таки в объединении два юридических лица. Нужно ни в чем не ущемить права акционеров. Сложный вопрос с мобилизационным резервом.
– Почему вы так уверены, что процесс объединения необратим? Ведь за эти 32 года заводы дважды объединялись и разъединялись?
– Это не надуманный эксперимент, а веление времени. Сегодня наша компания в уникальной ситуации. Все заводы охотятся за заказами, а мы производим продукции даже меньше, чем требует рынок. Спрос на топливоподающие системы растет. И только благодаря тому, что два завода объединились, мы перестали заниматься противоборством. Это последний шанс не только встать на ноги, но и занять лидирующее положение на рынке топливных насосов, начать развиваться как крупная единая компания.
– А есть уже реальные плоды объединения?
– В минувшем году мы поработали хорошо. Когда начинали объединяться в 2002-м, оба завода производили вместе продукции на 160 млн. рублей в месяц. Было 10250 работников, а средняя зарплата составляла 4600 рублей. Вот что компания получила в наследство, да еще долги. Мы поставили задачу увеличить объем производства вдвое за два года. И мы с трудом, но решаем ее. Декабрь 2003 года мы завершили, как и планировали, с объемом реализации продукции на 240 млн. рублей и средней зарплатой 6200 рублей. В этом году предстоит достичь ежемесячной реализации продукции на 320 миллионов.
Результаты показывают, что мы идем правильным путем. Наши конкуренты вынуждены признать, что лидер в производстве топливоподающей аппаратуры в России и СНГ состоялся. И этот лидер – компания в Ярославле. Ногинский и Барнаульский заводы топливной аппаратуры и автоагрегатный завод в Рославле долго приглядывались, как у нас будут развиваться события. Эти заводы поменьше. И они, пользуясь разногласиями между ЯЗТА и ЯЗДА, выхватывали у них потребителей, занимали их ниши на рынке, в общем, «ловили рыбку в мутной воде». Как только противостояние закончилось, рынок стал прозрачным, мы разобрались, что происходит, и начали там утверждаться более широко и основательно.
Второй этап – это работа с зарубежными инвесторами по созданию нового предприятия, которое должно начать в 2008 году производство аппаратуры международного класса Евро-4 и Евро-5.
Если не дадим в 2008-м прогрессивную топливную аппаратуру нового поколения, то получится, что мы лишь подготовили свою нишу на рынке России и СНГ к захвату иностранными фирмами.
Поэтому за 2004 – 2005 годы мы должны подготовить проект и начать производство на принципиально новом оборудовании. Мы освободим от старого площадку «Е» ЯЗТА на Магистральной улице, и там будет заложена основа нового современного предприятия, которое подхватит флаг компании «Топливоподающие системы».
– В связи с этим как предполагается использовать все четыре ныне существующие промышленные площадки двух заводов?
– Вот эту площадку «А», где мы с вами беседуем, будем полностью освобождать и выставлять на торги. Мы уже начали освобождать трехэтажное здание сборочного производства. Дальнейшие переезды распланированы на два года, этот и следующий. За Волгой будет все производство серийной топливной аппаратуры и прецизионных деталей. Площадка «Б» на Магистральной улице целиком перепрофилируется на выпуск гидроаппаратуры. Мы его хорошо освоили, этот рынок перспективен и пока почти не занят отечественными производителями.
Там же начнется формирование научно-технического центра, стянутся все научные и конструкторские силы. А про площадку «Е» я уже сказал. Площади там достаточные, надо только насытить их современным оборудованием.
– Какова будет доля инвесторов в оснащении нового производства?
– Возможно, это будет совместное предприятие с равным с нами вложением капитала, возможно, самостоятельное, работающее по закупленной лицензии. Самое главное – убедить с нами сотрудничать инвесторов или родственные фирмы за рубежом. Как наиболее перспективный партнер рассматривается фирма «Бош», с которой оба завода сотрудничают, но могут быть и другие компании. Будем проводить конкурс, выбирать наиболее выгодных партнеров.
– Нельзя не коснуться темы высвобождения численности работников. Это беспокоит и ваши коллективы, и ярославцев. При слиянии это неизбежный процесс?
– А как мы повысим производительность труда, не сократив лишний персонал? Не повысив производительность, нельзя увеличить зарплату. Нам предстоит в этом году высвободить на обоих заводах тысячу человек. Но, разумеется, не за счет квалифицированных специалистов и рабочих. Их, наоборот, будем набирать, заинтересовывать.
Не будем при слиянии цехов и отделов заполнять освобождающиеся вакансии. У нас много работников пенсионного возраста, велика еще текучесть кадров. Вот за счет этого в первую очередь произойдет сокращение. А принимать на работу будем высококлассных молодых специалистов. И это большая проблема, потому как у молодежи заводы не в почете. Газеты и телевидение очень бы нам помогли, поднимая престиж рабочих и инженерных специальностей.
Проблемы занятости должны решать не только заводы, но и социальные институты, администрация. В этом нам, к примеру, существенную помощь оказывает городской центр занятости населения, которым руководит Людмила Харитонова.
А наша главная задача – максимально повысить производительность труда и обеспечить каждому работнику достойную зарплату. Совместными усилиями будем выполнять ее как можно лучше.
Пользуясь случаем, хочу от всей души поздравить тружеников и ветеранов Ярославского завода дизельной аппаратуры с днем рождения предприятия. Желаю им и их семьям доброго здоровья, счастья и благополучия во всем.
– С удовольствием присоединяемся к вашим поздравлениям!