Начатая шесть лет назад в недрах РАО «ЕЭС России» с разработки стратегии рыночной перестройки, создания пакета законов и документов, она незаметно для многомиллионной армии потребителей приняла к осени этого года необратимый характер и набирает темпы. В октябре 52 региональных АО-энерго утвердили во всех инстанциях свои проекты реформирования, в 36 прошли собрания акционеров, в том числе в ОАО «Ярэнерго», на которых приняты решения по разделению активов и реорганизации в форме выделения управляющих, генерирующих, сетевых, сбытовых и энергоремонтных ОАО. Сегодня уже избраны советы директоров компаний.
В частности, из ОАО «Ярэнерго» в ходе реорганизации выделяются в качестве открытых акционерных обществ «Ярославская энергетическая компания», «Ярославская энергетическая управляющая компания», созданная временно на переходный период для управления процессом реструктуризации, «Ярославская сбытовая компания», «Ярославские магистральные сети» и два сервисных акционерных общества – «Ярэнергоремонт-холдинг» и «АТП Ярэнергоремонт-холдинг». До января пройдет разделение еще в семнадцати АО-энерго, а до апреля в 8 компаниях. Если учесть, что в РАО «ЕЭС России» входят 18 изолированных энергосистем, в основном на Дальнем Востоке, для которых разработана специальная модель реформирования, то уже весной будущего года будет создана основа для вывода большинства предприятий электроэнергетики на оптовый рынок.
– Основная цель реформы – создать экономические стимулы для снижения затрат в производстве и передаче электроэнергии, привлечь инвесторов для развития энергетики России, модернизации станций, большинство из которых морально устарело, неэффективно сжигает газ и уголь, – так охарактеризовал конечную задачу реструктуризации энергетики член правления РАО «ЕЭС России», начальник департамента обеспечения процессов реформирования Василий Зубакин, открывая семинар для журналистов СМИ из 23 регионов России, проходивший на днях в Москве.
Он и начальник департамента рынка Лариса Ширяева, начальник департамента стратегии Дмитрий Аханов, член правления, начальник департамента обеспечения процессов реформирования Александр Чикунов подробно объяснили, как будут создаваться и уже создаются условия для развития здоровой конкуренции в сфере производства и сбыта электроэнергии при сохранении единой системы диспетчеризации, надежности снабжения потребителей. Они ответили и на вопросы журналистов.
А их было немало. К примеру, как могут конкурировать между собой тепловые станции с их дорогим органическим топливом и ГЭС или АЭС с несравнимо дешевой энергией, в равных ли условиях окажутся сетевые компании, одни из которых прокачивают электроэнергию на сверхдальние расстояния, другие находятся близко от потребителей.
Все это, по мнению организаторов семинара, учтено в программе реформирования.
Десять оптовых генерирующих компаний (ОГК) создаются на базе крупных федеральных станций, принадлежащих РАО и АО-энерго. Шесть ОГК формируются на основе тепловых электростанций и четыре – на базе гидростанций. Все ТЭЦ объединяются в территориальные генерирующие компании (ТГК). Их будет 14.
Так, генерирующие активы ОАО «Ярэнерго» вольются в ТГК-2 вместе с генерациями ОАО «Тверьэнерго», «Новгородэнерго», «Псковэнерго», «Костромаэнерго», «Вологдаэнерго», «Архэнерго». Есть основания предполагать, что центр этой генерации будет в Ярославле.
Крупнейшие тепловые станции ТЭС, производящие две трети всей электроэнергии в России, конкурируя на оптовом рынке, будут формировать рыночные цены. Гидростанции, дающие 16 процентов электроэнергии страны, не будут влиять на ценообразование, а примут среднюю цену, сформированную на свободном рынке.
Оптовые генерирующие компании создаются примерно с одинаковыми мощностями, каждая по восемь – десять тысяч МВт, с одинаковой стоимостью топлива, с таким расчетом, чтобы ни одна из них не могла влиять на цены в своем отдельном регионе. До конца первого квартала будущего года все ОГК должны быть зарегистрированы.
На рынке также будут работать государственные атомные ОГК. С апреля 2002 года все десять российских атомных станций являются филиалами концерна «Росэнергоатом». Будучи государственными, они примут среднюю рыночную цену, сформированную на оптовом рынке в результате конкуренции тепловых ОГК. Все генерирующие компании и составят конкурентный сектор энергетики.
Параллельно идет выделение и формирование сектора Единой национальной энергетической сети, остающегося естественной монополией. Сейчас половина магистральных сетей – внутри региональных АО-энерго. Чтобы обеспечить надежность и единство энергосистемы, ее финансовую прозрачность, создается федеральная сетевая компания (ФСК), к которой отойдут все сети напряжением выше 220 киловольт и все крупнейшие подстанции России. ФСК получит единый тариф на передачу электроэнергии.
Высоковольтные сети меньшего напряжения войдут в четыре холдинговые межрегиональные распределительные сетевые компании.
Цена электроэнергии на свободном рынке будет зависеть и от условий, которые предложат сбытовые компании. Допустим, одна компания станет заинтересовывать потребителей более низкими тарифами, но с предоплатой, другая, наоборот, привлечет тех, кто готов платить больше, но с отсрочкой.
Все бывает очень гладко в теории, на практике часто вкривь и вкось. По меткому выражению классика русской словесности Виктора Черномырдина, «хотели как лучше – получилось как всегда».
Чтобы не было «как всегда», РАО «ЕЭС России» второй год «обкатывает» свободный, нерегулируемый сектор оптового рынка электроэнергии и мощностей. Ровно год назад, 1 ноября 2003-го, «Администратор торговой системы», созданный в РАО, провел первые в истории России торги в секторе конкурентной торговли пока лишь на территории европейской части России и Урала. Этот сектор составляет от 5 до 15 процентов всей производимой в энергосистеме электроэнергии. У потребителей появилась возможность, во-первых, покупать до 30 процентов энергии от планируемого потребления, во-вторых, приобретать ее по ценам, не отягощенным нерыночными обязательствами. Цена поставок на конкурентных торгах с начала 2004 года оказалась ниже, чем на регулируемом рынке, в среднем на 7 процентов.
Кстати, ОАО «Ярэнерго» в числе первых успешно воспользовалось услугами «Администратора торговой системы» и провело закупку электроэнергии и мощностей в свободном секторе рынка. На состоявшемся недавно брифинге в ярославском бюро Интерфакса генеральный директор ОАО «Ярэнерго» Виктор Рогоцкий и начальник отдела корпоративной политики компании Виктор Тамаров отметили, что покупка электроэнергии на свободном рынке позволила сэкономить средства, крайне необходимые для подготовки энергосистемы к работе в зимний период.
В целом в ходе торгов в секторе свободной торговли оптового рынка электроэнергии, проводимых «Администратором торговой системы», объем реализованной электроэнергии с начала 2004 года превысил 30 миллиардов киловатт-часов. Доля свободного сектора составила около семи процентов от совокупной генерации электроэнергии на территории европейской части России и Урала. На 1 октября 2004 года 104 участника подписали договоры о присоединении к торговой системе, из них 35 – независимые от РАО «ЕЭС России» организации. В торгах принимают участие все 88 субъектов РФ.
Однако сейчас предприятия, покупая электричество и тепловые ресурсы на регулируемом рынке, вынуждены брать на себя часть затрат населения на услуги региональных АО-энерго. И это перекрестное субсидирование, сохраняя социальную функцию в переходный период, пока не позволяет быстро расширить сектор свободного рынка. Получается, что он, отвлекая на себя часть потребителей у региональных энергетических компаний, ставит их перед необходимостью повышать тарифы для оставшихся на их попечении предприятий. В связи с этим сектор свободной торговли будет расти параллельно с переходом всех пользователей на равную, стопроцентную оплату услуг. А в переходный период предприятия будут создавать стабилизационный фонд для субсидирования социально значимых потребителей.
В будущем году по плану реформирования нерегулируемый сектор составит 15 процентов, сектор свободной торговли распространится на Сибирь, еще через год он охватит половину всей продаваемой в стране энергии, в 2007-м – 80 процентов и к 2008 году регулируемый сектор должен исчезнуть. Основной этап реформирования энергетики страны и превращения одного из крупнейших в мире естественных монополистов в несколько конкурирующих компаний завершится.
А что это даст потребителям, населению? Так кратко можно обобщить ряд вопросов, заданных журналистами членам правления и директорам департаментов РАО «ЕЭС России» на семинаре.
– Это даст потребителю возможность выбора условий покупки энергии, замедлит темпы роста тарифов, повысит надежность энергетики при снижении ее затратности, – заверил Александр Чикунов. – Все это как раз и есть конечная цель реформы.
//Андрей СОЛЕНИКОВ. Москва – Ярославль.