суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 10 ноября 2004

Капиталисты в «коммуналке»

В квартире потек кран, проржавели трубы, сгнили оконные рамы, отвалилась штукатурка, покосились двери, плохо греют батареи... Да мало ли причин, которые могут заставить человека задуматься о необходимости сделать дома ремонт. Какова будет следующая мысль? Правильно: кто конкретно этот ремонт станет делать? Есть три варианта.

автор Семен АВДЕЕВ.

 

Хорошо, когда есть выбор

Первый – самый распространенный. Сходит автор замысла в магазин стройматериалов, купит детали (либо заготовки для них), требующие замены, достанет необходимые инструменты и начнет работу. Хватит ли ему умения? Удовлетворит ли конечное качество? Сколько времени займет такая непрофессиональная деятельность? Вопросы риторические. Зато за результат, каким бы он ни был, хозяин квартиры только сам будет отвечать перед своими домочадцами.

Можно со своими проблемами обратиться и в родной РЭУ. И его специалисты решат их. Может быть, даже совершенно бесплатно! Точнее, в зачет вносимой годами платы за ремонт и содержание жилого фонда. (Полный перечень работ, которые предприятия, обслуживающие жилой фонд, обязаны выполнять без взимания дополнительной платы, утвержден на федеральном уровне и не является секретом.) Заявленные работы (кроме самых неотложных, аварийных, которые все же сделают сразу) будут включены в план после следующего года. Потому что на будущий год план уже «сверстан». И при наличии финансирования все отремонтируют. А если оно окажется недостаточным – перенесут начало ремонта еще на год, а потом еще, еще... Но неизвестно, когда закончат начатое. Ибо финансирование может прекратиться. Либо работников могут на аварийные объекты перебросить. Либо... Да и качество работы, которая когда-нибудь все же закончится, не каждого заказчика порадует. А доказать свое недовольство результатами работы, как показывает опыт, будет весьма затруднительно...

Когда у человека есть деньги и не хочется лишней мороки, ремонт ему лучше сделать силами частных фирм. Они сейчас и трубы меняют с ржавых на пластиковые, и двери устанавливают, и замки меняют, и окна. Даже просто лампочку перегоревшую могут заменить! Если это не сомнительные «шабашники», найденные по объявлению на столбе, а зарегистрированная фирма и все произведенные операции должным образом документированы (договор, акт выполненных работ), то любой конфликт разрешим. Ведь начальство вряд ли захочет скандала, который чреват потерей сначала репутации, а потом и денег, и комитет по защите прав потребителей посодействует, и до суда дойти можно.

Этот вариант уже достаточно широко распространен. Массовому его внедрению мешает только одна проблема. Одновременно морального и экономического свойства. Ведь в этом случае мы дважды платим деньги за ремонт. Сначала по обязательству тем, кто его должен делать, а потом еще и по доброй воле тем, кто делает в действительности.

Не платить деньги РЭУ?

Авторы идеи реформы жилищно-коммунального хозяйства в стране понимают вышеотмеченную несправедливость. И даже знают, как с ней бороться. Надо, говорят, сделать так, чтобы у населения всегда был выбор, кому платить деньги. Муниципальному РЭУ или частной жилищно-эксплуатационной конторе – за текущее содержание и будущий ремонт. Монополистам-энергетикам или дворовому истопнику – за тепло и горячую воду. Снова муниципальной «Горэлектросети», покупающей электричество у того же «Ярэнерго», или несуществующему пока дельцу-перекупщику, который сможет взять дешевую энергию на какой-нибудь атомной ГЭС и по имеющимся уже проводам пригнать ее в Ярославль.

Подобная конкуренция, дающая потребителю право выбора, уже существует в системе связи. Причем не только сотовой, где можно подключиться к любому понравившемуся оператору из пяти действующих в Ярославской области и ни один чиновник не станет чинить препятствия. Уже и междугородные звонки со стационарных телефонов можно делать как через коммутаторы Яртелекома, так и через технику его конкурентов. При этом все они пользуются одними и теми же проводными сетями. Некоторые из новых операторов проводной телефонной связи теперь предлагают своим клиентам даже установить домашние телефоны. И человек имеет возможность сам принять решение, кому платить деньги, сравнив цены и качество услуг.

В появлении конкуренции, в приходе бизнесменов в новую отрасль есть и еще один плюс. Тот, кто собирается зарабатывать деньги хоть в связи, хоть в ЖКХ – где угодно, знает, что прежде их надо потратить. Вложить в обновление основных фондов, в совершенствование инфраструктуры. Тогда эффективность работы (рентабельность) будет более высокой, доходы окупят произведенные расходы и принесут со временем чистую прибыль. У государства, как выяснилось, денег нет. Надеяться жилищно-коммунальной отрасли можно только на частных инвесторов.

Но нет пока конкуренции в ЖКХ! Тем не менее реформа здесь осуществляется. Цели ее известны. Видны ли хоть очертания этих целей? Ведь не может же так произойти, что сегодня скажут: вот, условия для появления конкурентной среды созданы – и завтра в отрасль набегут бизнесмены для конкуренции меж собой и с теми, кто нам сейчас оказывает жилищно-коммунальные услуги. Должны, стало быть, где-то действовать «первоиспытатели» грядущего механизма функционирования ЖКХ. Кто это? Чем они занимаются? Получается ли?..

Про тех, кого можно найти по газетному объявлению и, заплатив определенную сумму, получить взамен столь же определенную услугу или работу, больше говорить не будем. Потому что контакты потребителей с такими фирмами или частными умельцами одноразовые. А нас интересуют те, кто берет на себя оказание жилищно-коммунальных услуг в течение продолжительного времени.

Около двух лет назад в прессе появилась информация о создании акционерного общества «Российские коммунальные системы» (РКС) – «дочки» РАО «ЕЭС». Ведомство Чубайса не из бедных. Созданная им фирма должна иметь средства для немалых инвестиций в ЖКХ. РКС уже начали свою деятельность в некоторых регионах России. Но, насколько можно судить по публикациям в центральных газетах, отзывы о первых результатах противоречивые. А так как в Ярославской области созданная энергетиками коммунальная компания не работает, то и обсуждать нечего...

А у нас – «Яррегионгаз»!

В нашем регионе в коммунальной отрасли пустила корни другая крупнейшая компания страны – «Газпром». Газовикам принадлежит контрольный пакет акций ОАО «Тепловая энергетическая социальная система» (ТЭСС). В ее ведении находится несколько котельных города Ярославля (в основном Заволжского района) и пока всего лишь одна – за его пределами, в поселке Семибратово Ростовского муниципального округа. В ближайших планах – приход в Углич.

Вначале ТЭСС была муниципальным предприятием. Появилось оно в то время, когда заводы передавали городским властям свою социальную сферу. Чаще всего это было только жилье, дома культуры, детские сады... Заводские котельные, которые кроме обслуживания нужд производства еще и обогревали близлежащие микрорайоны, старые владельцы обычно старались сохранить за собой. В ту тяжелую эпоху развала промышленности она (вырабатываемая и продаваемая городу энергия) порой оказывалась чуть ли не единственным источником доходов. Но положение на «Резинотехнике», заводе № 50, некоторых небольших предприятиях было тогда столь аховым, что если бы муниципальные власти не забрали их древние «кочегарки», то без тепла и горячей воды могли остаться крупные микрорайоны. Вновь созданное муниципальное предприятие «ТЭСС» включило в свой состав кроме названных еще и котельные хлебной базы и «Русьмебели».

Примерно тогда же, во второй половине 90-х, руководители «Газпрома» и его подразделений начали публично выражать свое недовольство тем, что россий­ские партнеры (в основном химики и энергетики) откровенно наживаются на них, на их товаре. Газ на внутреннем рынке дешев, а продукты его переработки и особенно сжигания – наоборот. При этом часто используют газ неэффективно, не сокращают издержки своего производства, не модернизируют производственный процесс. Причины такой работы, впрочем, понятны – потребители газа порой просто не имели достаточных оборотных средств для осуществления мероприятий по повышению эффективности.

А у «Газпрома» «жирок» имелся. Руководство ярослав­ского подразделения «Межрегионгаза» вынесло на обсуждение местных властей собственную программу газоэнергосбережения. Одним из ее пунктов было предложение строить новые либо модернизировать существующие котельные, переводить их на газ с использованием самого современного оборудования. Выгода для города такая: себе­стоимость тепла, вырабатываемого на эффективных котельных, должна снизиться и привести к сокращению расходов населения на отопление и горячую воду. Нынче они, как известно, составляют почти 60 процентов общей суммы платежей за жилье и коммунальные услуги.

В 2001 году «Тепловая энергетическая социальная система» стала акционерным обществом с контрольным пакетом акций у газовиков: по 26 процентов у «Яррегионгаза» и «Межрегионтеплоэнерго», остальные – у мэрии города Ярославля. К вновь созданному предприятию также отошла котельная завода «Альтаир». Переговоры на областном уровне привели к приобретению котельной в поселке Семибратово, принадлежавшей прежде местному заводу (АО «ФИНГО»). Впрочем, приобретение – это громко сказано. Фактически на месте развалин старой котельной была построена новая.

Обязательства по отношению к ОАО «ТЭСС», которые приняли на себя органы власти, состояли в том, чтобы вовремя оплачивать поставляемую населению и бюджетным потребителям тепловую энергию и не допускать снижения тарифов на период окупаемости проекта.

По словам генерального директора Сергея Малова, ОАО «ТЭСС» вложило в реконструкцию существовавших прежде и строительство еще одной новой котельной (на Тверицкой набережной Ярославля) 83 млн. рублей. Себестоимость производимой ими тепловой энергии существенно понизилась. Это обусловлено хотя бы тем, что затраты на мазут в 10 раз превышают затраты на газ, необходимый для производства такого же количества тепла. А так как тарифы согласно договоренности остались прежними, то вложенные инвестиции быстро возвращаются. В 2005 году вернется вся сумма. После этого, говорит Малов, региональная энергетическая комиссия (РЭК) снизит тарифы для котельных ТЭСС. Это внесет небольшую, но значимую лепту в то, что итоговый рост тарифов для населения будет не таким суще-ственным, каким мог бы быть в ином случае. Поэтому очевидно: чем больше котельных будет переведено на газовое топливо, чем более современное оборудование на них будет применяться, тем более выгодно это населению.

Тормоз для газа

И поэтому власти как города, так и области должны быть заинтересованы в привлечении инвестиций на эти цели. Сейчас источник инвестиций один – «газпромовские» день-ги, идущие через ОАО «ТЭСС». И приникнуть бы властям к живительным ресурсам, решить с его помощью как можно больше отопительных проблем. В том же Ярославле их немало, есть еще отдаленные микрорайоны, отапливающиеся древнейшими кочегарками со столь малым КПД сжигания топлива, что надо на коленях ползти к Малову, умолять его забрать топку себе. Ну, это так, образно. Просто не в состоянии руководитель ТЭСС сам знать, чем еще конкретно его фирма может быть полезна городу. Нужны предложения, взаимная заинтересованность, обратная связь. Этого недостает. Город-ские власти рады, что решили с помощью газовиков несколько острых проблем, честно выполняют свои обязательства. Но в большее счастье, видно, верить не смеют.

Еще значительней проблемы с отоплением по области. Сергей Малов, по его словам, готов сесть за стол переговоров с заинтересованными чиновниками, составить программу поэтапной реконструкции устаревших котельных, строительства новых. Хоть сегодня его фирма может на это дать 300 млн. рублей.

Пока же, однако, есть всего одно предложение. На 40 миллионов. С просьбой построить котельную для отопления одного из микрорайонов обратились власти Углича. Уже летом совместными усилиями подготовили всю проектную документацию. Тогда же можно было и начать строительство.

Но – пришла беда, откуда не ждали. Московское «газпромовское» начальство дало Малову команду не торопиться с выделением денег. «Наверху» появились сомнения в надежности партнеров, которыми здесь являются администрации муниципальных образований Ярославской области, не способные, как показалось Москве, обеспечить выполнение своих обязательств.

Камнем преткновения стала Семибратовская котельная. Она обслуживает завод, который исправно платит за по-требляемую тепловую энергию, а также жилье и социальную сферу поселка. За них рассчитываться с ОАО «ТЭСС» должна администрация Ростовского муниципального округа. С начала 2004 года платежи перестали поступать. До конца отопительного сезона поставщики энергии лишь взывали к совести неплательщиков, не имея права прекратить оказывать неоплачиваемую услугу. Если бы заполненные водой тепловые сети были разморожены и разрушены, то обвинения прокуратурой были бы выдвинуты вовсе не перед администрацией округа. Но в июле, так и не дождавшись платежей – долг к этому времени достиг 5,1 млн. рублей, Семибратовская котельная перестала подавать горячую воду в дома жителей поселка.

Потом были долгие переговоры, угрозы не включать осенью отопительную систему поселка Семибратово. Почти шесть тысяч человек могли остаться без тепла в своих домах. Соответствующие предупреждения Сергей Малов направил как в Ростов, так и в администрацию Ярославской области, которая хоть и не отвечает по долгам муниципальных властей, но интересы жителей региона отстаивать должна. В конце концов, при посредничестве заместителя губернатора Вячеслава Блатова и директора департамента ЖКХ Андрея Епанешникова было достигнуто соглашение о реструктуризации задолженности, район начал постепенно ее погашать, и тепло в поселок пришло. Теперь если область так и не сможет обеспечить в приемлемые сроки возврат газовикам 5 «семибратовских» миллионов, то не получит от них 40 миллионов и Углич. Такая вот диалектика.

Разлад в отношениях властей с инвестором не приведет, конечно же, к тому, что тот покинет наш регион. У него здесь свой бизнес, и он его не бросит. Но этот взаимовыгодный бизнес не будет тогда развиваться, что плохо всем. Населению – в первую очередь.

Что у нас в квартире?

И все же главной целью реформы ЖКХ является не альтернатива между котельными. Плохими и хорошими, частными и муниципальными. Тем более, что конкретный человек никогда ее не ощутит. К какой котельной его однажды подключат, от той он и будет обо-греваться долгие годы. Хотя как попытка прихода частного бизнеса в отрасль вышеописанный опыт очень важен. Его следует изучать, выявленные ошибки устранять, отношения совершенствовать.

Для населения очень важно, чтобы появились наконец предприятия по текущему содержанию и ремонту жилья, которые составили бы конкуренцию нынешним РЭУ, ЖЭКам и т. д. Неужели их так и не будет в наших краях? Казалось бы, Ярославль – один из крупнейших городов центра России – должен быть авангардом в этом вопросе.

Увы! Около двух лет назад департамент городского хозяйства (ДГХ) Ярославской мэрии заключил контракт с фирмой (не будем ее называть), решившей попробовать себя в дворницко-сантехническом бизнесе. Доверили «фирмачам» лишь часть территории одного из брагинских РЭУ, а точнее – один девятиэтажный многоподъездный дом, около пятисот квартир. Это был первый для города эксперимент. И провести его решили сразу на живых людях. Мышей и крыс хотели игнорировать. Не получилось! Эти твари быстро заполонили подвал, чердак, мусоропровод, проникали в квартиры, грызли все подряд, чуть не сгрызли младенца в люльке.

Причина такова, что предприятие выполняло свою работу ровно на такую сумму, какую получало от жителей. А жители тогда по закону оплачивали не более 60 процентов реальной стоимости жилищно-коммунальных услуг, многие из них были ветеранами, инвалидами и прочими льготниками, имевшими право на еще меньший объем платежей. Недостающие до 100 процентов суммы и выпадающие по причине предоставления льгот доходы предприятию полагалось компенсировать из бюджета – городского, областного, федерального. Частнику, владельцу фирмы, не важно из какого. Важно, чтобы деньги поступали в срок и в требуемом количестве. А они не поступали. Директора муниципального РЭУ еще можно заставить выполнять работу, не платя за нее деньги, а руководителя частного предприятия – нет. Все потому, что нет пока денег на полную оплату услуг частных обслуживающих фирм. В Рыбинске, насколько известно, даже и попыток привлечения частного бизнеса к обслуживанию жилья не делали. Ну, а малые города традиционно отстают во внедрении всяческих новаций. Кроме Углича. Именно там удалось найти что-то, достойное вни-мания.

Они стали первыми

Более пяти лет уже обслуживанием домов Северного жилого района Углича занимается ЗАО «Ремжилсервис». Жизнь заставила! Некогда коллектив этого предприятия входил в состав жилищно-коммунального отдела часового завода. Потом оно передало свой жилой фонд городу. А ЖКО – сократило. Но его специалисты ничего больше не умели, кроме как заниматься обслуживанием жилья! Вот и преобразовались в соответствующую времени юридическую форму, заключили договор с админи-страцией муниципального округа. И продолжили делать то, что делали раньше.

Однако, по мнению заместителя главы округа Ивана Сомова, давно бы ЗАО «Ремжилсервис» разорилось, если бы так и зациклилось на одном только обслуживании жилья, потому что бюджетные долги по льготам, другим выпадающим доходам никуда не деваются, а лишь нарастают. Спасала долгое время «часовщиков-коммунальщиков» прибыль от других видов деятельности. Но и эту, несмотря на все очевидные сложности, не бросили.

Легче стало с июня нынешнего года, когда администрация Угличского муниципального округа ввела 100-процентную оплату населением... нет, не всех жилищно-коммунальных услуг, а пока лишь только содержания и ремонта жилья. Но ведь именно этим занимаются частные коммунальщики. То есть теперь они стали получать за свой труд сполна. Почти. Потому что полной бюджетной компенсации доходов, выпадающих из-за льгот, все равно еще не происходит.

Тем не менее это поистине революционное решение местных властей резко повысило заинтересованность предпринимателей в жилищно-коммунальном бизнесе. Сразу же в июне две частные фирмы заявили о своем желании поработать в отрасли – не просто в отрасли, а именно на обслуживании жилого фонда. ООО «Максимум» и ЧП «Красильников» и прежде тесно контактировали с административными органами управления жилищно-коммунальным хозяйством. Ремонтировали котельные, тепловые и водопроводные сети, строили и осуществляли капитальный ремонт зданий и сооружений. Но вся эта работа была востребована большей частью летом, а зимой и работники простаивали, и у владельцев прибыли сменялись убытками. Хотелось найти круглогодичное применение своим силам. Вот и предложили свои услуги.

В администрации их знали, доверяли им. И все же, по словам заместителя главы Ивана Сомова, заключили контракт пока только на год.

– Потом оценим все и решим, стоит ли продолжать.

Частному предпринимателю Красильникову поручили обслуживать микрорайон Мирный, а в ведение ООО «Максимум» отдали Солнечный, Цветочный, значительную часть левобережья. Благодаря приходу частников на угличские окраины у властей есть надежда, что муниципальный «Жилсервис» больше внимания сможет уделять историческому центру города, станет под-держивать здешние старинные дома, многие из которых являются памятниками архитектуры, в самом лучшем виде.

Здесь следует поставить точку, точнее – многоточие, выведя предварительно мораль. Дескать, вот они, первые ростки нового. Будем, мол, внимательно следить за развитием ситуации в Угличе, рассказывать о ней читателям, а чиновникам из других городов и районов области, включая и сам областной центр, советуем перенимать передовой опыт. Все так. Однако две вещи необходимо сказать в заключение. В сентябре на обслуживание жилого фонда Углича пришли еще две частные фирмы. А как они все выполняют свою работу, мы можем узнать через год от местных властей либо уже прямо сейчас от самих угличан, если они напишут нам, поделятся своим мнением. Мы обязательно его опубликуем.

Читайте также
  • 17.11.2011 Спасибо за ветеранский ремонт Многие читатели знают, что в области сейчас реализуется программа по ремонту жилья для ветеранов войны и ряда других категорий граждан. Многие наши ветераны
  • 30.07.2009 Народный контроль возвращаетсяВчера в «Белом доме» состоялась пресс-конференция губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова. Предыдущая такая встреча была два месяца
  • 03.10.2007 Честь фирмы дороже денегПотеряв надежду добиться правды в Москве, ярославец Алексей Никитин перевёл свою жалобу на английский язык и отправил её прямов Южную Корею. В результате
  • 24.08.2007 Котельные – с газом, люди – с тепломНе за горами начало отопительного сезона – самая горячая пора для работников жилищно­коммунального хозяйства. Чтобы встретить грядущую зиму во всеоружии,
  • 10.08.2005 Чтоб тепло не дорожало Более половины запланированных работ по подготовке отопительного хозяйства выполнено в Даниловском муниципальном округе.
  • 18.01.2005 Мир не без добрых сантехников Поездка ярославской делегации во главе с заместителем губернатора Вячеславом Блатовым на международную конференцию «Модернизация жилищно-коммунального
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают