Православные святыни не раз были поруганы в XX веке безбожниками. Теперь их возвращают исконному владельцу. Однако кое-кто и упорствует в попрании святынь: «...заявляю отказ от исполнения сделки по передаче здания конторы ООО «Ростовагропромэнерго», переданного по акту ф. ОС-1а от 5 января 2004 года под видом церкви Петра Царевича Ордынского...» Подписано конкурсным управляющим А. Н. Григорьевым.
Прежде чем перейти к сути дела, скажем несколько слов о том, как и кем был основан ростовский Петровский монастырь.
В 1253 году епископ Ростовский и Ярослав-ский владыка Кирилл побывал в Золотой Орде. Его проповеди слушал юный Даир Кайдагул, правнук Чингисхана. Тронутый рассказами владыки об апостолах Петре и Павле, Даир обратился к нему с просьбой взять его в Ростов.
Ордынский царевич был крещен под именем Петра. Крестным отцом его стал сам владыка Кирилл. А духовная связь новообращенного Петра со святыми апостолами Петром и Павлом была столь сильной, что они чудесным образом неоднократно являлись ему. И однажды, когда молодой человек охотился на берегу озера Неро, повелели построить на этом месте храм в их честь. Для покупки земли под новостройку дали немного денег – мешочек золотых монет и мешочек серебряных.
Петр пошел к князю и, как всякий восточный человек, стал торговаться. В результате акт купли-продажи земельного участка превратился в забавную процедуру. Борис Василькович выразил готовность выделить из государственных фондов столько земли, сколько царевич сможет «отгородить» своими монетками.
«Хитрый татарин» стал огораживать землю по периметру. Следом шли слуги. Один подбирал поступающий в казну платеж, а другой по просьбе покупателя сразу же рыл траншею (канавку, так она названа в житиях), дабы потом не возникло разночтений в конфигурации приобретенного участка. Петр быстро заметил, что деньги в мешках не убывают. И не торопился поворачивать прямую... В конце концов получился прямоугольник со сторонами в несколько сот метров. Князю досталось три воза монет. Но в казну он взял только номинальную (кадастровую, как сказали бы сейчас) стоимость реализованного участка. Остальное раздал нищим.
Ордынский царевич Петр построил на выкупленной земле монастырь. Незадолго до смерти он принял монашеский постриг. Похоронен был в основанном им монастыре в главном монастыр-ском храме, освященном во имя святых апостолов Петра и Павла. Ростовчане почитали его как святого еще при жизни, после смерти почитание усилилось. В 1547 году на очередном церковном Соборе татарский царевич Петр был канонизирован Русской православной церковью.
Ростовский Петровский монастырь просуществовал до 30-х годов XX века. Некогда он был огражден кирпичным забором с четырьмя башнями, на его территории располагались храмы, жилые и вспомогательные корпуса. До наших дней сохранился только храм Похвалы Пресвятой Богородице. В годы безбожия он был то ли складом, то ли конторой (в разных документах называется по-разному). Еще в 2001 году при нем была зарегистрирована церковная община (староста – Евгений Мелехин). В самом начале 2004 года храм по требованию светских властей и органов охраны памятников культуры был передан общине. Передающая сторона – общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Ростовагропромэнерго». Пайщиками решение принято единогласно.
Но на сороковой день после подписания передаточного акта ООО приказало долго жить. Началась процедура банкротства. Церковная община за столь короткий срок не успела в установленном порядке зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество, пребывающее в плачевном состоянии. А конкурсный управляющий Александр Григорьев стремится в судебном порядке оспорить правомерность передачи.
Торг Григорьева с общиной храма Похвалы Пресвятой Богородице происходит довольно забавно. Он «деликатно» посоветовал прихожанам найти до конца текущего года миллион рублей и выкупить храмовое здание с пристройками. Иначе он просто «вынужден будет» продать его за... миллион долларов. Покупатель, дескать, уже есть, буквально стоит, дрожа от нетерпения, у монастырских ворот с мешком зеленых ассигнаций.
Кредиторы обанкротившегося ООО «Ростовагропром-энерго», расположенного на территории монастыря, заявили претензии на 861 тыс. рублей с копейками. Сам господин Григорьев оценил имущест-во должника в 267 тыс. рублей. Все вышеприведенные цифры содержатся в документах, имеющихся в распоряжении редакции. Будет ли в итоге своей деятельности конкурсный управляющий одаривать нищих или его самого сделают нищим недовольные кредиторы, понять из существующих бумаг сложно.
На месте снесенного в тридцатые годы главного монастырского храма во имя святых апостолов Петра и Павла размещавшиеся здесь предприятия соорудили несколько гаражных боксов. В асфальт и бетон закатана усыпальница святого. И по этому асфальту приезжают потенциальные покупатели, которым управляющий нахваливает свой «товар», называя храм складом и не говоря о том, что их машины стоят прямо над алтарем снесенного собора и над могилой святого. Тут же часто моют автомобили. Грязная вода и отработанное машинное масло просачиваются вниз, оскверняют мощи.
Один из возможных вариантов решения проблемы высказал в частной пока беседе глава Ростова Валерий Пойкалайнен. Он предлагает одним действием удовлетворить требования конкурсного управляющего, сократить претензии кредиторов к предприятию-банкроту и вернуть верующим храм. Ведь процедура банкротства началась по иску областного управления Министерства по налогам и сборам. Почти вся сумма долга «Ростов-агропромэнерго» – это задолженность по платежам в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. То есть государству. И государство же в свое время приняло принципиальное решение – «Положение о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения». По мнению ростовского главы, нужно, чтобы федеральные структуры свою часть долга направили на реализацию названного положения, а уж областные и местные тем более сделают то же самое. Балансовая стоимость храма – 685 тыс. рублей, гаражей – 267 тысяч. Долг банкрота (861 тыс. рублей) превосходит стоимость этих двух объектов недвижимости. Их просто следует передать в государственную соб-ственность, а следом немедленно выполнить решение о передаче церковной общине. Гаражи тоже надо передавать. Мощи святого не могут более быть попираемы. Гаражи снесут, на их месте возведут часовню (с нее и на том же месте начинался монастырь). Казначей общины Сергей Козлов рассказал нам именно о таких планах...
Увы, на районном уровне проблема не может быть решена. Конкурсный управляющий представляет интересы федеральной структуры – Федеральной службы по финансовому оздоровлению. МНС тоже не подчиняется главе Ростова…
А сомнения г-на Григорьева о том, что является сегодня объектом спора – храм или склад, легко развеять. Достаточно рекомендовать ему почитать хотя бы путеводители по Ростову. Еще в советское время, в 1987 году, издатель-ство «Искусство» выпустило книгу «Окрестности Ростова Великого», авторы которой сообщили все, что он хочет знать, но стесняется спросить о Петровском монастыре и о том, что сегодня от него осталось. Это если он не верит документам департамента культуры администрации Ярославской области.