пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 28 октября 2004

Торговля уходит под крыши

Эпоха необустроенных рынков под открытым небом, где под ногами хлюпает грязь, а на головы течет вода с крыш из целлофана, постепенно уходит в прошлое. Торговые центры в Ярославле растут как грибы после дождя. Есть ли перспективы у этих торговых заведений или через пару лет они превратятся в пустующие ангары? Приносят ли они реальный доход в городскую казну или просто группа местных олигархов спешит набить и без того нетонкие кошельки? Нужно ли предоставлять под строительство центров дефицитную и очень дорогую землю или лучше построить на этих площадках что-то другое? Ответы на эти вопросы мы попытались найти при подготовке публикуемого сегодня материала.

автор Евгений СОЛОВЬЕВ.

 

«Космос» выгоднее «Европы»

Местные, столичные и иностранные бизнесмены начали активно вкладывать деньги в коммерческую недвижимость примерно с 2000 года. По оценкам экспертов, доходность вложений в строительство торговых и развлекательных центров достаточно высока и составляет 25 – 30 процентов. Срок окупаемости проектов – 4 – 7 лет в зависимости от объема затрат. Депутат областной Думы и глава инвестиционно-промышленной группы «Спектр» Яков Якушев считает, что его инвестиции в восстановление ТЦ «Европа» окупятся через 7 – 8 лет, а другой депутат облдумы, владелец сети ювелирных магазинов «Алмаз» и фирмы «Инкомпроект» Евгений Мухин, построивший ТЦ «Космос» в Брагине, надеется вернуть деньги за 3 – 4 года.

Дальше – чистый доход за вычетом текущих расходов. Поэтому так быстро выросла разрушенная «Европа», восстановили гостиницу «Ярославль», на пустыре за шесть месяцев построили центр мелкооптовой торговли «МЕТRО кэш энд керри», в Брагине – ТЦ «Космос». И это только начало. На очереди еще десятки торговых и развлекательных комплексов, офисных центров и т. д. (см. материал «Планов громадье»), суммарная площадь которых потянет не на одну сотню тысяч квадратных метров.

Евгений Лункин, директор компании «Большие Соли», владелец ТЦ «Меркурий» на ул. Свободы и инвестор в строительство ТЦ у кинотеатра «Родина», так обозначил причину, по которой ярославские бизнесмены наперегонки вкладывают деньги в сооружение торговых центров:

– Конечно, есть гораздо более рентабельные виды бизнеса. Здесь вопрос в другом – деньги можно вкладывать в акции или золото, а можно в недвижимость, в Россию, в родной город. И мировая тенденция такова, что доверяют больше недвижимости, чем золотому слитку, потому как в приличных городах, каким является и Ярославль, она всегда будет в цене.

В Европе новые проекты приносят максимально 5 – 7 процентов прибыли, поэтому для многих западных компаний Россия стала очень привлекательной. А поскольку их финансовые возможности намного значительнее, чем у российских, не за горами то время, когда иностранные инвесторы потоком хлынут не только в Москву, но и в российскую провинцию. Стремительный приход в Ярославль «МЕТRО», выкупившей пять гектаров земли под торговым центром за 12 млн. рублей, наглядно показывает эту тенденцию. И хотя бум покупателей там уже сошел, все равно, по признанию руководителей гипермаркета, результаты двух первых месяцев работы обнадеживают.

Низкие торговые наценки и огромный выбор продуктов питания сбили обороты у основных торговых сетей Ярославля на 7 – 8 процентов. Иностранные владельцы гипермаркетов сознательно идут на то, чтобы первое время предприятие работало на новой территории в убыток, чего не могут позволить себе российские предприниматели.

Активному приходу западных торговых сетей в Россию способствует не только мощная финансовая поддержка в виде собственных капиталов и дешевых кредитов иностранных банков, но и режим благоприятствования со стороны российских властей. Логика чиновников понятна: западные предприятия работают «по-белому», а следовательно, пополняют бюджеты и создают нормальные рабочие места.

Очереди из торговцев есть не везде

Официальная статистика говорит о том, что покупатели предпочитают тратить деньги в магазинах и торговых центрах, нежели на рынках. Так, за первое полугодие этого года оборот розничной торговли вырос на 7,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2003 года (в сопоставимых ценах) и составил 9,2 млрд. рублей. При этом организованная торговля продала 77,2 процента всех товаров (на 7,1 млрд. рублей), а продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках были на уровне только 22,8 процента (2,09 млрд. рублей).

Но уже сегодня далеко не в каждом торговом центре бродят толпы ярославцев, жаждущих потратить свои кровные. Как правило, пиковые дни продаж – это выходные, а также обеденное и вечернее время по будням. Не случайно ТЦ «Космос» и открывшийся недавно рядом с ним ТЦ «Каскад» сразу объявили о готовности работать до 20 часов.

В будни же торговые центры обычно пусты, а скучающие продавцы рассказывают друг другу последние сплетни и анекдоты. Конечно, многое зависит и от местоположения центра. Например, ТЦ «Европа» в центре Ярославля круглые сутки полон покупателей, а вот ТЦ «Олимп», что открыт фирмой «Инкомпроект» в стороне от людских потоков, на базе завода «Оргтехника», даже в «базарный день» не может похвастаться многолюдностью.

Сами владельцы ярославских торговых центров пока не выражают беспокойства по поводу перспектив своего бизнеса. Директор компании «Большие Соли» Евгений Лункин сообщил, что в принадлежащий компании ТЦ «Меркурий» на улице Свободы стоит очередь взять площади в аренду. Аналогичная ситуация в «Европе» и «Космосе». А вот желающих стать «олимпийцами» гораздо меньше.

Арендные ставки в ярослав­ских торговых центрах варьируются в пределах 10 – 50 долларов в зависимости от вида помещения, этажа и местоположения комплекса. В «Космосе», «Европе» и «Меркурии» средняя ставка аренды 1 кв. м составляет 40 долларов (1200 рублей).

– Все очень просто – рынок определяет ставки, а не я, – говорит Евгений Мухин. – Если у нас в «Космосе» люди перепродают потом право аренды площадей другим по более высоким ставкам, значит, торговый центр востребован. У некоторых бизнес там не сложился, но это жизнь. Я дал родственникам модуль и три месяца не брал с них арендную плату. На четвертый они свернулись. Проблемы затоваренности – это проблемы плохой торговли: надо быть гибкими, искать те товары, которые продаются.

Проблемы будут у последних

Ожидания инвесторов, вкладывающих сегодня средства в строительство торговых и торгово-развлекательных центров, могут не сбыться. Если будет построено все, что запланировано, Ярославль в несколько раз увеличит объем торговых площадей. При этом планы у инвесторов грандиозные. В результате в ближайшие годы ставки аренды в менее продуманных или неудачно расположенных комплексах, скорее всего, упадут.

Никаких научно обоснованных прогнозов на этот счет сейчас нет. Даже в мэрии Ярославля не потрудились просчитать нормативы обеспеченности торговыми площадями, исходя из количества населения, хотя во всем мире такие расчеты есть. В администрации города принята другая концепция: если бизнес хочет строить торговые центры, мы даем ему «зеленую улицу». В Ярославле при этом пока не было конфликтов со стрельбой за выгодные земельные участки, какие вспыхивают в Подмосковье или Нижнем Новгороде: всех инвесторов мэрии удается разводить к взаимному удовольствию сторон.

Схема выделения участков проста, как крутое яйцо. Желающий получить землю под застройку обращается со своим предложением в градостроительный совет, в который входят чиновники и депутаты муниципалитета. Члены совета рассматривают концепцию застройщика и дают (либо не дают) разрешение на проектирование.

Конкурсы по продаже или передаче земельных участков в аренду под строительство торговых центров не проводятся уже давно. Как сообщил газете заместитель мэра Ярославля Владимир Ерегин, «мы в свое время продавали землю и столкнулись с перепродажей площадок и случаями, когда после покупки инвесторы годами их не используют. Поэтому продавать землю под застройку не планируем: сначала сдаем в аренду, а когда построят – могут выкупить. Земля в Ярославле не очень дорогая, даже в центре».

В качестве примера неудачной сделки можно привести продажу полуразрушенных зданий на улице Свободы (где сейчас ТЦ «Меркурий») Первому профессиональному банку. Столичные банкиры, получив эту территорию в собственность, начали работы по реконструкции, но вскоре все забросили, и замороженная стройка несколько лет «украшала» центральную улицу города. Кстати, в числе первых по цене 240 рублей (8 долларов) за 1 кв. м выкупила участок земли под своим торговым центром немецкая компания «МЕТRО кэш энд керри». Для сравнения: в Коровниках спекулятивная цена 1 кв. м земли под застройку составляет 600 рублей (20 долларов).

Сами ярославские инвесторы не драматизируют ситуацию вокруг появления в городе большого числа торговых центров.

– Если есть желающие, пусть строят, – считает глава ИПГ «Спектр» Яков Якушев. – То, что в Ярославле собираются возводить много торговых центров, мне как потребителю только в плюс. Чем больше центров, тем лучше, потому что будут дешевле товары и услуги. Раньше я сомневался: зачем мне бильярдная в «Европе»? А как-то вечером заехал посмотреть – лишь один стол был свободен. Это же рыночный механизм – рынок должен определять, что нужно людям, а не чиновник.

По словам Евгения Лункина, открытие новых торговых центров не только предполагает новый уровень обслуживания населения, не только повышает конкуренцию, что сказывается на ценах, но и увеличивает налоговые платежи. Например, ТЦ «Меркурий» платит налоги на доходы (200 – 250 тыс. рублей в месяц), а также налоги на имущество и на землю. Кроме того, каждый торговый центр создает в городе от нескольких десятков до двух-трех сотен новых рабочих мест. Инвесторы-застройщики, как правило, за свой счет реконструируют инженерные сети в квартале вокруг торгового центра, делают освещение и благоустройство. Так, Евгений Мухин пусть не сразу, но все же обустроил бульвар между ТЦ «Космос» и жилыми домами, хотя стоянка для машин с одной стороны торгового центра до сих пор ждет асфальтового покрытия.

Одним словом, тенденции развития ярославской торговли ничем не отличаются от мировых. Будет уменьшаться доля вещевых рынков и палаточного бизнеса. Люди потянутся к комфорту и уюту, к дополнительным услугам, которые бы приятно сопровождали их шопинг. Планы построить в Ярославле самые современные торгово-развлекательные комплексы на окраине Брагина (московская компания «Ермак») и на въезде в город со стороны Москвы (столичная фирма «ГлобалИнвест») – лишнее тому подтверждение.

Один из экспертов сказал газете: «Как только в Ярославле появятся 2 – 3 серьезных торговых центра, многие муниципальные рынки просто закроются. Мелкие предприниматели, сейчас торгующие продуктами питания, аудиовидеотехникой, вынуждены будут уйти с рынка, это логика развития торговли во всем мире. Хотим мы или нет, это будет у нас. Противодействовать бессмысленно. Ведь потребителям без разницы, у кого покупать, для них главное – купить качественный товар и подешевле».

Читайте также
  • 29.12.2012 Читатели не хотят расставаться с любимой газетой И в предновогодние, слегка суматошные дни, когда отовсюду явственно потянуло свежей хвоей и цитрусовыми, ярославцев продолжает не на шутку волновать судьба нашей газеты.
  • 28.12.2012 В Ростове появится культурный центр Министерство культуры РФ обнародовало итоги конкурсного отбора городов, предлагаемых субъектами Российской Федерации к размещению многофункциональных культурных центров.
  • 29.11.2012 Зажмурить глаза и прыгнуть в рынок С большим интересом прочитал дискуссионную статью Галины Мельниковой «Усвоены ли уроки рыночных реформ?» («Северный край», 10 ноября с.
  • 18.10.2012 С электронными услугами на ты В Переславле-Залесском открылся интеллектуальный сервисный центр по электронным услугам населению.  
  • 26.04.2011 Двадцать лет на рынке труда Сегодня у полутысячного персонала государственной службы занятости Ярославской области – день особенный. Торжественным собранием сотрудников её департамента
  • 20.08.2002 Помогают немцы и Смирновы Российско-германский проект "Создание центров развития муниципальных округов" реализуется уже второй год. Его цель - развитие малого предпринимательства в нашей стране.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Аэропорт ищет инвестицииПринадлежащий администрации области аэропорт «Туношна» в 2006 году намерен привлечь около 10 млн. евро
  • Наши двери открыты для всехНеуклонно растет интенсивное движение на наших шоссейных дорогах. Фирма «СеверСинтез» расширяет сервисную
  • Сорок один миллионер Ярославское управление Министерства по налогам и сборам РФ подвело окончательные итоги декларационной