Нами были определены три конкретные задачи:
– разработать активную стратегию устойчивого развития и реализовать ее;
– добиться стабильного выпуска конкурентоспособной продукции;
– расширить внутренние и освоить международные рынки сбыта.
Проанализировали причины, приведшие завод к кризису. Одной из внутренних причин нестабильного экономического состояния оказалась работа с кадрами, вернее, отсутствие таковой. Нашлись единомышленники, а уж профессионалов, настоящих знатоков своего дела, на предприятии достаточно. У нас есть кем гордиться: около 40 работников ЛВЗ «Ярославский» в советские времена были награждены орденами и медалями, многие удостоены звания «Почетный работник пищевой индустрии».
Внедряемое высокотехнологичное оборудование требует уже вузовской подготовки персонала. Студенты-практиканты, проявившие глубокие знания и творческий подход к делу, приглашаются на постоянную работу.
Параллельно приступили к техническому перевооружению производства. Внедрение последних технических новинок, разработанных как отечественными, так и зарубежными фирмами, – одна из главных на сегодняшний день задач руководства завода. И она решается. Закуплено оборудование, позволяющее наладить производство и розлив питьевой воды и слабоалкогольных напитков. В заводской лаборатории установлено контрольно-измерительное оборудование, с помощью которого с большой степенью точности проводится химико-технологический контроль выпускаемой продукции на любом этапе производства.
Предприятие – крупнейший налогоплательщик области – занимает ныне одно из лидирующих положений по темпам производства и экономического развития, объемам продаж и предлагаемому ассортименту изделий (более 60 наименований, в том числе в сувенирном исполнении). Достаточно сказать, что из 700 предприятий отрасли мы вышли на 31-е место, за год поднявшись с 58-го.
Мы посягнули на святая святых – на государственные стандарты, поставив целью выпускать продукцию, которая по своим показателям качества требования этих стандартов превышает. Теперь осваиваем и зарубежный рынок. В 2002 году предприятие начало поставки изделий в Германию, готовим контракт на поставку продукции в другие страны.
Социальным вопросам на заводе уделяют особое внимание. Семьи сотрудников предприятия с его помощью улучшают жилищные условия, их дети ежегодно отдыхают в загородных оздоровительных лагерях, а родители – в домах отдыха и санаториях. Заводская столовая обеспечивает рабочих вкусными, недорогими обедами. Действуют здравпункт и оздоровительный центр. Оказываем сотрудникам материальную помощь, выдаем беспроцентные ссуды.
Теперь о наших покупателях. Они очень требовательные люди. Именно покупатели без ошибки определяют соответствие качества конкретной продукции заявленному в рекламе. Поэтому, ставя перед собой задачу доведения качества выпускаемых товаров до мировых стандартов и расширения сферы сбыта, надо помнить прежде всего о своем региональном рынке. Так и действует ЛВЗ «Ярославский».
В ходе изучения местного рынка выяснилось, например, что в регион поступает значительное количество некачественного вина из других областей России и ближнего зарубежья. И завод наладил выпуск изделий, средних по крепости и гарантированно высокого качества. В фирменных магазинах всегда можно получить исчерпывающую информацию о том или ином напитке.
Завод периодически устраивает конкурсы среди продавцов на звание «Лучший по профессии», то есть и на этом, заключительном этапе производственного цикла печется о своей репутации.
И последнее. Из века в век российские купцы и заводчики помогали тем, кто в силу обстоятельств оказался в трудном положении. Коллектив завода бережно хранит и умножает эти добрые традиции. От забот района и города мы не можем остаться в стороне. Поддерживаем финансово учреждения здравоохранения и образования, спортивные организации, фонды ветеранов войны и инвалидов, органы внутренних дел, творческие союзы и монастыри.
Следовать традициям российского предпринимательства – для нас не пустые слова, ведь задачи, стоявшие в ту пору, остаются актуальными и ныне: высоко поднять качественный стандарт алкогольных напитков; делать все возможное, чтобы прививать русскому человеку культуру их потребления.