– Антон Станиславович, была ли оказана мукомолам и хлебопекам обещанная властями поддержка?
– Как было обещано, для стабилизации цен на хлеб предприятиям – членам ассоциации «Ярхлебпродукт» было выделено 3,5 млн. рублей льготных кредитов на закупку зерна.
Но должен признаться, что, несмотря на поддержку, при этих стабильных ценах себестоимость производства муки и хлеба росла из-за многократного повышения этим летом тарифов на энергоресурсы, бензин и дизельное топливо, без которых зерно не привезти, муку не смолоть и хлеб не испечь. Все лето хлебозаводы работали почти без прибыли, на нулевой рентабельности, четко выполняя свои договоренности с администрацией области. Из положения выходили, выпуская квас, увеличивая производство кондитерских изделий. И зарплату не повышали. Она у нас в отрасли ниже средней по области и составляет 4,5 тысячи рублей в месяц.
– На качестве продукции эти меры не отразились? У нас уже появился хлеб, который быстро черствеет, плесневеет, рассыпается в руках, не режется ножом, крошится...
– Члены нашей ассоциации – в основном крупные хлебозаводы, и они работают строго по государственным стандартам. У нас на заводах технология не позволяет применить другой состав муки, чем предусмотрен рецептом. А невкусный, крошащийся хлеб – чаще продукт мини-пекарен. Их в области сотни.
– Недавно министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, анализируя предварительные итоги жатвы этого года, заявил буквально следующее: «Россия полностью обеспечена зерном собственного производства, и проблем с хлебом не будет. Не вырастут и цены... Из 76 миллионов тонн зерна 8 – 10 миллионов тонн уйдет на экспорт, остальное будет использовано на внутреннем рынке». Можно ли этот прогноз интерполировать на Ярославскую область?
– Да, Минсельхоз утверждает, что в этом году будет собрано зерна на 9 миллионов тонн больше прошлогоднего. При этом продовольственной пшеницы якобы в два раза больше. Но, во-первых, обещаниям Минсельхоза не верят в союзе пекарей. Исполнительный директор союза Василий Молодых считает, что зерна, которое можно вывозить из России, много и ограничить экспорт не удастся. А значит, даже при его обилии цены будут расти.
Во-вторых, зерно – не самая главная составляющая в цене хлеба. Его себестоимость зависит от тарифов на энергоресурсы, а их рост несомненен. Стало быть, и стоимость хлеба увеличится.
Если правительство по-прежнему считает хлеб социальным продуктом, который должен быть всем по карману, включая самые бедные слои населения, значит, для нас надо вводить льготное налогообложение или иные формы стимулирования выпуска дешевого, но качественного хлеба.
Поймите, не стабилизировав себестоимость производства хлеба, мы не сможем стабилизировать и цены на него. А это уже макроэкономические проблемы, связанные с другим вопросом: почему Россия – крупнейший в мире продавец нефти – вместо того чтобы богатеть при повышении мировых цен за баррель, погружается в очередной виток инфляции, вызванной повышением внутренних тарифов на горючее. Вот где свое слово должно сказать государство.